0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рукотворный рай: 5 грандиозных садово-парковых комплексов, которые стали произведениями искусства

Рукотворный рай: 5 грандиозных садово-парковых комплексов, которые стали произведениями искусства

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Садово-парковый комплекс Лас-Позас в Мексике

Лас-Позас был создан английским меценатом Эдвардом Джеймсом, который был весьма увлечен сюрреалистической живописью и покровительствовал женской группе сюрреалисток в Мексике. Он долго вынашивал планы по созданию собственного райского сада, пока одна из самых ярких представительниц направления, Бриджет «Батэ» Тиченор, не подсказала ему, где можно реализовать все эти дерзкие идеи. Эдвард нанял гида, и вместе они принялись исследовать заповедные места на территории Мексики. И, наконец, в 1945 году все сошлось: гид повстречал свою любовь, а меценат обнаружил подходяющую для сада территорию на склоне горы Сьерра-Мадре.

На протяжении двадцати последующих лет Эдвард Джеймс руководил там постройкой странных бетонных конструкций – лестниц, пандусов, подвесных мостов, искусственных тропинок и арок, необычайно констрастирующих с буйной растительностью и гармонично сочетающихся со скалами. Ему пришлось расстаться с частью своей великолепной коллекции живописи, чтобы создать собственный шедевр. И еще почти два десятка лет он дорабатывал свой проект, который, впрочем, так и остался незавершенным – инсульт помешал Джеймсу довести парк до идеала.

Комплекс Нонг Нуч в Таиланде

Назван в честь одной из своих основательниц – миссис Нонг Нуч Тансача и сейчас принадлежит ее сыну. Изначально парк Нонг Нуч должен был стать масштабной овощной и фруктовой плантацией, однако миссис Нонг Нуч и мистер Писит решили, что туризм – перспективное направление развития для Таиланда, и нужно сделать что-то, привлекающее посетителей. Впрочем, полностью строительство парка было завершено только в 2000 году, спустя полвека после основания.

Парк Нонг Нуч – это редчайшие растения (некоторые из них уже не встречаются в дикой природе) и несколько китчевый, но невероятно сложный ландшафтный дизайн. Элементы декора и Версальского парка, буддистские пагоды, английские телефонные будки, скульптуры из цветочных горшков в тайском стиле и собственный Стоунхендж… Неудивительно, что Нонг Нуч обожают и взрослые, и дети! В центре парка можно найти роскошную автомобильную коллекцию нынешнего владельца. Сегодня главная задача парка Нонг Нуч, помимо развлечения публики – сохранение исчезающих видов пальм и папоротников.

Сад космических размышлений в Шотландии

Сад космических размышлений располагается в самом живописном и любимом туристами регионе Шотландии, окружен старинными замками и знаменитыми музеями. Тридцать лет назад семейная пара – архитектор Чарльз Дженкс и ландшафтный дизайнер Мэгги Чесвик – решила объединить свои таланты и капиталы для создания научно-мистического садового комплекса. Мэгги обожала восточную философию и китайские сады, а Чарльз – астрономию и физику. Супруги считали парк вселенной в миниатюре.

Странные искусственные водоемы, холмы, лестницы и скульптуры кажутся абстрактными арт-объектами, но каждая из достопримечательностей сада отражает ту или иную научную идею. Раковина улитки, построенная на основе последовательности Фибоначчи, лестница, иллюстрирующая многообразие форм жизни, фрактальный ландшафт и бассейны с чёрными дырами, математические симметрии и логарифмические кривые. Посетителям предстоит отыскать научные загадки среди зеленых насаждений и попробовать их разгадать.
Сегодня Сад космических размышлений играет не только научно-познавательную, но и социальную роль. Средства, полученные от посетителей, направляются на счет благотворительного фонда помощи онкологическим больным имени Мэгги Чесвик.

Парк Кавати Фудзи в Японии

Японцы славятся своей особой любовью к цветам. Висячий сад Кавати Фудзи, расположенный в небольшом городке Китакюсю в середине мая становится настоящей туристической меккой – правда, владельцы решились открыть его для иностранцев лишь спустя четыре десятилетия после создания. Плетеные цветочные туннели, шатры и навесные крыши из глициний кажутся созданными самой природой, а не руками талантливых ландшафтных дизайнеров.

Глициния – один из государственных символов Японии, и в Кавати Фудзи собрана самая богатая коллекция глициний в мире – белых и голубых, сиреневых и синих. По вечерам сказочные сады кажутся и вовсе ирреальными благодаря искусной подсветке. Но не только глицинии радуют глаз (и обоняние!) посетителей – сад наполняют цветущие сливы, рододендроны, азалии, гортензии, клематисы, петунии и ирисы… Все эти растения символичны для буддизма, а сад Кавати Фудзи считается отличным местом для медитации, но лишь один месяц в году – и рано утром, пока не наводнен толпами туристов. Остальные одиннадцать месяцев парк строжайше закрыт для посещений.

Сад Бруно Торфса в Австралии

И, конечно, этот список остался бы неполным без великолепного сада австралийского художника Бруно Торфса в маленькой деревеньке Мэрисвилль близ Мельбурна. Это совершенно иная вселенная, населенная эльфами и гномами, нимфами и лесными богами.

Создал ее из глины и дерева один человек – художник Бруно Торфс. Его скульптуры так органично вписаны в среду, что кажутся живыми обитателями сада – прячутся в тени тропических деревьев, выглядывают из листвы, скрываются в лианах… Персонажи западноевропейской истории и мифологии отлично адаптировались на своей новой родине и рады приветствовать гостей. Почти полторы сотни произведений художник изваял всего за полгода.

Увы, шедевр Торфса значительно пострадал от пожара в 2009 году. Но местные жители сумели отстоять больше половины работ скульптора, а сам он с энтузиазмом взялся за восстановление сада.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Территории высокого напряжения…фантазии

Сотворчество природы и человека – особенно с незаурядным воображением! – иногда рождает поразительные произведения. В любой сфере деятельности, но наш сегодняшний разговор – о парках и садах. Те, что я выбрала, едва ли вписываются в привычные классические рамки ландшафтного искусства: чтобы побывать в них, люди путешествуют из разных уголков земного шара.

Las Pozas

Хилитла, Мексика

«Парк сюрреалиста»

Автор этой невероятной фантазии, воплотившейся в мексиканских джунглях, родился в Англии, в графстве Сассекс. Поэт, писатель и скульптор Эдвард Джеймс был страстным поклонником искусства. Миллионные состояния, унаследованные от отца и дяди, позволили ему собрать незаурядную коллекцию произведений. Особенно близок сердцу Джеймса был сюрреализм – аристократ-меценат на протяжении многих лет поддерживал испанского художника Сальвадора Дали, а бельгиец Рене Магритт некоторое время даже жил в его лондонском доме. Именно здесь по заказу Джеймса Магритт написал версию своей знаменитой картины с выезжающим из камина поездом «Пронзённое время», а также несколько портретов самого писателя.

Дом больше напоминал музей сюрреализма: все стены увешаны картинами, вокруг – скульптура, объекты и мебель, созданные по эскизам художников этого популярного в ХХ веке направления, включая кушетки в форме губ голливудской звезды Мэй Уэст и телефон-лобстер Сальвадора Дали; кровать, смоделированную с катафалка адмирала Нельсона; ковры с принтом следов жены (правда, после развода с супругой Джеймс заменил его ковром с отпечатками следов своего любимого волкодава как «более верного друга») и многое другое. Даже Дали был впечатлён, охарактеризовав однажды своего покровителя фразой: «Он сумасшедшее всех сюрреалистов вместе взятых», – а уж художник знал в этом толк!

Впрочем, ограничиваться домом-музеем Джеймс не стал. Наряду с увлечением сюрреализмом, у него была ещё одна страсть: редкие растения и дикие животные. Чтобы соединить их воедино, требовался другой масштаб и географическая зона. Так поэт-эксцентрик оказался в Мексике, где в 1947 году при содействии нанятого им гида Плутарко Гастелума приобрел 32 гектара земель близ селения Хилитла (штат Сан-Луис-Потоси в центральной Мексике). Здесь, в самом сердце субтропического скалистого леса, на высоте 610 метров над уровнем моря, на склоне горы Сьерра-Мадре Эдвард Джеймс и создаст сюрреалистический парк, назвав его Лас-Посас (в переводе с испанского – «пруды» или «бассейны»).

Поначалу плантация стала домом столь любимых поэтом диких животных и птиц (для них были устроены вольеры и клетки), а также садом, где выращивались редкие сорта орхидей. Тысячи этих цветов погибли в 1962 году, когда на субтропический лес обрушились небывалые для этих мест заморозки со снегом. Это было огромным разочарованием для Джеймса – чтобы не зависеть в будущем от капризов природы, он решил создать более прочный сад – из армированного бетона. В грандиозном проекте, растянувшемся на 22 года, были задействованы 150 плотников, каменщиков и садовников, набранных из местных жителей; по приглашению Джеймса в Лас-Посас приезжали художники-сюрреалисты: так, живущая в Мексике англичанка Леонора Каррингтон написала здесь две фрески.

Автором архитектурных конструкций выступал сам Джеймс, черпавший вдохновение в работах Мориса Эшера, Гауди, рисунках Леонардо да Винчи, а также поразивших его во время путешествий памятниках Индии и Мексики. Работы в мексиканских джунглях потребовали огромных затрат – строительство обошлось в 5 миллионов долларов, так что поэту пришлось продать часть своей знаменитой коллекции искусства на аукционе. Но оно того стоило: посреди буйства диковинных тропических растений, в окружении водопадов и девяти прудов выросли 36 причудливых скульптур и строений из бетона, некоторые – высотой с четырехэтажный дом .

Читать еще:  Как избавиться от сныти навсегда

Чего там только нет: странные арки и башни; храмы с мавританскими капителями; искусственные бамбуковые рощи и цветы из камня; пандусы, мосты и тропинки, пересекающие отвесные скалы; ведущие в никуда лестницы; парящие структуры интригующего назначения; площади и фонтаны; «Бамбуковый дворец», «Ворота святых Петра и Павла», «Дорога семи смертных грехов» и многое другое. Лас-Посас напоминает ожившую картину сюрреалиста, некий затерянный в джунглях город, где архитектурные и скульптурные формы ветвятся, переплетаясь с окружающими растениями, и, подобно им, меняются под натиском времени. Джеймса забавляла мысль, что когда-нибудь, обнаружив останки этих строений и скульптур, археологи, возможно, станут ломать голову: к какой цивилизации их отнести?

Эдвард Джеймс не дожил до завершения проекта: умер от инсульта в 1984 году в итальянском городе Сан-Ремо. Строительство прекратилось, но уже в 1990-м году Лас-Посас открылся для публики. Сюрреалистический парк английского поэта-эксцентрика можно посетить в любое время года, начиная с 9 часов утра и до захода солнца. С 2007 года Лас-Посас находится под патронажем специального созданного фонда Fondo Xilitla.

The Garden of Cosmic Speculation

Дамфас, Шотландия

«Сад космических размышлений»

Наверное, самый точный эпитет для «Сада космических размышлений» в городе Дамфас в юго-западной Шотландии – уникальный. Творение известного архитектора, критика и автора многих книг, монографий и статей в области постмодернистской архитектуры Чарльза Дженкса и его супруги, ландшафтного дизайнера Мэгги Кесвик-Дженкс, не похоже ни на один из существующих на земле садов.

Архитектор рассказывает: «Когда мы начали работу над созданием парка, никто не думал о глобальных космических проблемах. Но по прошествии нескольких лет эти проблемы стали более отчётливо проявляться, и я взял их за основу, в качестве своеобразной «шпаргалки». Я часто размышлял о происхождении Вселенной и о природе, и в этом отношении сад является частью меня. Кроме того, это отпечаток исторической традиции. Если вспомнить про японские сады в стиле «дзен», персидские «райские сады», французские и английские парки эпохи Возрождения – все они создавались для размышлений о смысле жизни. Поэтому главная идея «Сада космических размышлений» – микромир, миниатюрная модель Вселенной».

«Холстом» для воплощения замысла стали земли поместья Портрэк Хаус, которые Мэгги унаследовала в 1988 году. На площади в 16,2 гектара, среди волнистых, плавных и кривых линий рельефа выросла картина-размышление о космосе, возникновении вселенной. В «Саду» Дженксов нет традиционных красочных цветочных клумб, удобных дорожек, фонтанов и украшений, не свойственных природе: современная космология, основанная на данных точных наук, представлена здесь с помощью базовых элементов парка – течения воды, рельефа земли, газонов.

Ландшафт складывается из пяти зон, изобилующих водоёмами различных геометрических форм, долинами и холмами, среди которых разбросаны необычные скульптурные композиции, передающие сложные научные мысли. Автором этих изваяний является мастер по металлу Смит Джон Гибсон, многие годы сотрудничающий с Дженксом над воссозданием его идей. «Сад» наполнен формулами, теориями, феноменами и символами научных открытий и достижений. Здесь есть чёрные дыры в виде странных алюминиевых цветников, мосты эволюционных скачков и фракталы, последовательности Фибоначчи. А ещё многочисленные спирали, олицетворяющие цепочку ДНК, форму галактик, атмосферные феномены – торнадо, ураганы.

Самая впечатляющая интерпретация, посвящённая последовательности и периодичности развития Вселенной – большая зигзагообразная лестница из 25 пролётов; каждый из них передаёт определённую стадию эволюции. Спускающиеся по холму ступени заканчиваются у пруда, символизирующего первозданный хаос, который наука считает главным источником возникновения Вселенной.

Даже если научные формулы, мозговой штурм и загадки Вселенной вас не волнуют, «Сад космических размышлений» стоит посетить: ландшафт Дженкса невероятно эстетичен и вдохновляюще прекрасен. 79-летний архитектор и сегодня продолжает работу над проектом, но Мэгги, к сожалению, умерла от рака в 1995 году. В её честь создан благотворительный фонд помощи онкологическим больным, куда передаются все средства, вырученные за продажу билетов для посещения «космического сада». Правда, такая возможность предоставляется лишь один день в году, когда архитектор открывает свой частный парк для посетителей. В какой именно день, Дженкс решает сам, так что планировать что-то заранее довольно сложно. Обычно это бывает в воскресенье первого майского Bank holiday…

Еще один прекрасный сенот, который поражает своей красотой и умиротворенностью. Он не такой необычный, как Суйтун, но заслуживает не меньше внимания. Если хотите искупаться под открытым небом внутри пещеры — лучше места просто не найти. За вход придется заплатить около 700 рублей. Такая стоимость обоснована повышенной популярностью этого места и толпами фотографов, желающих запечатлеть красоты мексиканских сенотов.

Это одно из лучших альтернативных мест для отдыха на пляже. Обычно на море или к океану путешественники летят в излюбленные Тайланд и Тунис, хотя есть замечательная Мексика, где также можно полежать в гамаке над океаном, наслаждаясь прохладными напитками.

Советы

Вход в райские сады Las Pozas открыт ежедневно в течение всего года, с 9:00 до заката (примерно до 18:00). Перед началом осмотра туристов просят внести небольшой благотворительный взнос для поддержки архитектурного наследия региона Уастека (Huasteca). Со среды по воскресенье на территории парка работает небольшой ресторан. Сувенирный магазин открыт ежедневно с 9:00 до 18:00, за исключением среды. Если посещение комплекса приходится на летние месяцы, лучше запастись репеллентами. Стоимость экскурсии по Las Pozas составляет 200 MXP (

$21,0) на испанском языке и 250 MXP (

$26,2) на английском или французском языках.

Помимо сюрреалистического парка скульптур Las Pozas, в муниципалитете Хилитла (Xilitla) можно посетить природные достопримечательности. В частности, пещеру Паррот (Parrot), исток реки Уичиуаян (Huichihuayán), где можно искупаться, и водопады. Для прогулки стоит выбрать обувь с жесткой подошвой.

Рукотворный рай: 5 грандиозных садово-парковых комплексов, которые стали произведениями искусства

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Садово-парковый комплекс Лас-Позас в Мексике

Лас-Позас был создан английским меценатом Эдвардом Джеймсом, который был весьма увлечен сюрреалистической живописью и покровительствовал женской группе сюрреалисток в Мексике. Он долго вынашивал планы по созданию собственного райского сада, пока одна из самых ярких представительниц направления, Бриджет «Батэ» Тиченор, не подсказала ему, где можно реализовать все эти дерзкие идеи. Эдвард нанял гида, и вместе они принялись исследовать заповедные места на территории Мексики. И, наконец, в 1945 году все сошлось: гид повстречал свою любовь, а меценат обнаружил подходяющую для сада территорию на склоне горы Сьерра-Мадре.

На протяжении двадцати последующих лет Эдвард Джеймс руководил там постройкой странных бетонных конструкций – лестниц, пандусов, подвесных мостов, искусственных тропинок и арок, необычайно констрастирующих с буйной растительностью и гармонично сочетающихся со скалами. Ему пришлось расстаться с частью своей великолепной коллекции живописи, чтобы создать собственный шедевр. И еще почти два десятка лет он дорабатывал свой проект, который, впрочем, так и остался незавершенным – инсульт помешал Джеймсу довести парк до идеала.

Комплекс Нонг Нуч в Таиланде

Назван в честь одной из своих основательниц – миссис Нонг Нуч Тансача и сейчас принадлежит ее сыну. Изначально парк Нонг Нуч должен был стать масштабной овощной и фруктовой плантацией, однако миссис Нонг Нуч и мистер Писит решили, что туризм – перспективное направление развития для Таиланда, и нужно сделать что-то, привлекающее посетителей. Впрочем, полностью строительство парка было завершено только в 2000 году, спустя полвека после основания.

Парк Нонг Нуч – это редчайшие растения (некоторые из них уже не встречаются в дикой природе) и несколько китчевый, но невероятно сложный ландшафтный дизайн. Элементы декора и Версальского парка, буддистские пагоды, английские телефонные будки, скульптуры из цветочных горшков в тайском стиле и собственный Стоунхендж… Неудивительно, что Нонг Нуч обожают и взрослые, и дети! В центре парка можно найти роскошную автомобильную коллекцию нынешнего владельца. Сегодня главная задача парка Нонг Нуч, помимо развлечения публики – сохранение исчезающих видов пальм и папоротников.

Сад космических размышлений в Шотландии

Сад космических размышлений располагается в самом живописном и любимом туристами регионе Шотландии, окружен старинными замками и знаменитыми музеями. Тридцать лет назад семейная пара – архитектор Чарльз Дженкс и ландшафтный дизайнер Мэгги Чесвик – решила объединить свои таланты и капиталы для создания научно-мистического садового комплекса. Мэгги обожала восточную философию и китайские сады, а Чарльз – астрономию и физику. Супруги считали парк вселенной в миниатюре.

Странные искусственные водоемы, холмы, лестницы и скульптуры кажутся абстрактными арт-объектами, но каждая из достопримечательностей сада отражает ту или иную научную идею. Раковина улитки, построенная на основе последовательности Фибоначчи, лестница, иллюстрирующая многообразие форм жизни, фрактальный ландшафт и бассейны с чёрными дырами, математические симметрии и логарифмические кривые. Посетителям предстоит отыскать научные загадки среди зеленых насаждений и попробовать их разгадать.
Сегодня Сад космических размышлений играет не только научно-познавательную, но и социальную роль. Средства, полученные от посетителей, направляются на счет благотворительного фонда помощи онкологическим больным имени Мэгги Чесвик.

Парк Кавати Фудзи в Японии

Японцы славятся своей особой любовью к цветам. Висячий сад Кавати Фудзи, расположенный в небольшом городке Китакюсю в середине мая становится настоящей туристической меккой – правда, владельцы решились открыть его для иностранцев лишь спустя четыре десятилетия после создания. Плетеные цветочные туннели, шатры и навесные крыши из глициний кажутся созданными самой природой, а не руками талантливых ландшафтных дизайнеров.

Читать еще:  Роза u00abсвитнессu00bb: фото, описание сорта, применение во флористика, декоре сада

Глициния – один из государственных символов Японии, и в Кавати Фудзи собрана самая богатая коллекция глициний в мире – белых и голубых, сиреневых и синих. По вечерам сказочные сады кажутся и вовсе ирреальными благодаря искусной подсветке. Но не только глицинии радуют глаз (и обоняние!) посетителей – сад наполняют цветущие сливы, рододендроны, азалии, гортензии, клематисы, петунии и ирисы… Все эти растения символичны для буддизма, а сад Кавати Фудзи считается отличным местом для медитации, но лишь один месяц в году – и рано утром, пока не наводнен толпами туристов. Остальные одиннадцать месяцев парк строжайше закрыт для посещений.

Сад Бруно Торфса в Австралии

И, конечно, этот список остался бы неполным без великолепного сада австралийского художника Бруно Торфса в маленькой деревеньке Мэрисвилль близ Мельбурна. Это совершенно иная вселенная, населенная эльфами и гномами, нимфами и лесными богами.

Создал ее из глины и дерева один человек – художник Бруно Торфс. Его скульптуры так органично вписаны в среду, что кажутся живыми обитателями сада – прячутся в тени тропических деревьев, выглядывают из листвы, скрываются в лианах… Персонажи западноевропейской истории и мифологии отлично адаптировались на своей новой родине и рады приветствовать гостей. Почти полторы сотни произведений художник изваял всего за полгода.

Увы, шедевр Торфса значительно пострадал от пожара в 2009 году. Но местные жители сумели отстоять больше половины работ скульптора, а сам он с энтузиазмом взялся за восстановление сада.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Территории высокого напряжения…фантазии

Сотворчество природы и человека – особенно с незаурядным воображением! – иногда рождает поразительные произведения. В любой сфере деятельности, но наш сегодняшний разговор – о парках и садах. Те, что я выбрала, едва ли вписываются в привычные классические рамки ландшафтного искусства: чтобы побывать в них, люди путешествуют из разных уголков земного шара.

Las Pozas

Хилитла, Мексика

«Парк сюрреалиста»

Автор этой невероятной фантазии, воплотившейся в мексиканских джунглях, родился в Англии, в графстве Сассекс. Поэт, писатель и скульптор Эдвард Джеймс был страстным поклонником искусства. Миллионные состояния, унаследованные от отца и дяди, позволили ему собрать незаурядную коллекцию произведений. Особенно близок сердцу Джеймса был сюрреализм – аристократ-меценат на протяжении многих лет поддерживал испанского художника Сальвадора Дали, а бельгиец Рене Магритт некоторое время даже жил в его лондонском доме. Именно здесь по заказу Джеймса Магритт написал версию своей знаменитой картины с выезжающим из камина поездом «Пронзённое время», а также несколько портретов самого писателя.

Дом больше напоминал музей сюрреализма: все стены увешаны картинами, вокруг – скульптура, объекты и мебель, созданные по эскизам художников этого популярного в ХХ веке направления, включая кушетки в форме губ голливудской звезды Мэй Уэст и телефон-лобстер Сальвадора Дали; кровать, смоделированную с катафалка адмирала Нельсона; ковры с принтом следов жены (правда, после развода с супругой Джеймс заменил его ковром с отпечатками следов своего любимого волкодава как «более верного друга») и многое другое. Даже Дали был впечатлён, охарактеризовав однажды своего покровителя фразой: «Он сумасшедшее всех сюрреалистов вместе взятых», – а уж художник знал в этом толк!

Впрочем, ограничиваться домом-музеем Джеймс не стал. Наряду с увлечением сюрреализмом, у него была ещё одна страсть: редкие растения и дикие животные. Чтобы соединить их воедино, требовался другой масштаб и географическая зона. Так поэт-эксцентрик оказался в Мексике, где в 1947 году при содействии нанятого им гида Плутарко Гастелума приобрел 32 гектара земель близ селения Хилитла (штат Сан-Луис-Потоси в центральной Мексике). Здесь, в самом сердце субтропического скалистого леса, на высоте 610 метров над уровнем моря, на склоне горы Сьерра-Мадре Эдвард Джеймс и создаст сюрреалистический парк, назвав его Лас-Посас (в переводе с испанского – «пруды» или «бассейны»).

Поначалу плантация стала домом столь любимых поэтом диких животных и птиц (для них были устроены вольеры и клетки), а также садом, где выращивались редкие сорта орхидей. Тысячи этих цветов погибли в 1962 году, когда на субтропический лес обрушились небывалые для этих мест заморозки со снегом. Это было огромным разочарованием для Джеймса – чтобы не зависеть в будущем от капризов природы, он решил создать более прочный сад – из армированного бетона. В грандиозном проекте, растянувшемся на 22 года, были задействованы 150 плотников, каменщиков и садовников, набранных из местных жителей; по приглашению Джеймса в Лас-Посас приезжали художники-сюрреалисты: так, живущая в Мексике англичанка Леонора Каррингтон написала здесь две фрески.

Автором архитектурных конструкций выступал сам Джеймс, черпавший вдохновение в работах Мориса Эшера, Гауди, рисунках Леонардо да Винчи, а также поразивших его во время путешествий памятниках Индии и Мексики. Работы в мексиканских джунглях потребовали огромных затрат – строительство обошлось в 5 миллионов долларов, так что поэту пришлось продать часть своей знаменитой коллекции искусства на аукционе. Но оно того стоило: посреди буйства диковинных тропических растений, в окружении водопадов и девяти прудов выросли 36 причудливых скульптур и строений из бетона, некоторые – высотой с четырехэтажный дом .

Чего там только нет: странные арки и башни; храмы с мавританскими капителями; искусственные бамбуковые рощи и цветы из камня; пандусы, мосты и тропинки, пересекающие отвесные скалы; ведущие в никуда лестницы; парящие структуры интригующего назначения; площади и фонтаны; «Бамбуковый дворец», «Ворота святых Петра и Павла», «Дорога семи смертных грехов» и многое другое. Лас-Посас напоминает ожившую картину сюрреалиста, некий затерянный в джунглях город, где архитектурные и скульптурные формы ветвятся, переплетаясь с окружающими растениями, и, подобно им, меняются под натиском времени. Джеймса забавляла мысль, что когда-нибудь, обнаружив останки этих строений и скульптур, археологи, возможно, станут ломать голову: к какой цивилизации их отнести?

Эдвард Джеймс не дожил до завершения проекта: умер от инсульта в 1984 году в итальянском городе Сан-Ремо. Строительство прекратилось, но уже в 1990-м году Лас-Посас открылся для публики. Сюрреалистический парк английского поэта-эксцентрика можно посетить в любое время года, начиная с 9 часов утра и до захода солнца. С 2007 года Лас-Посас находится под патронажем специального созданного фонда Fondo Xilitla.

The Garden of Cosmic Speculation

Дамфас, Шотландия

«Сад космических размышлений»

Наверное, самый точный эпитет для «Сада космических размышлений» в городе Дамфас в юго-западной Шотландии – уникальный. Творение известного архитектора, критика и автора многих книг, монографий и статей в области постмодернистской архитектуры Чарльза Дженкса и его супруги, ландшафтного дизайнера Мэгги Кесвик-Дженкс, не похоже ни на один из существующих на земле садов.

Архитектор рассказывает: «Когда мы начали работу над созданием парка, никто не думал о глобальных космических проблемах. Но по прошествии нескольких лет эти проблемы стали более отчётливо проявляться, и я взял их за основу, в качестве своеобразной «шпаргалки». Я часто размышлял о происхождении Вселенной и о природе, и в этом отношении сад является частью меня. Кроме того, это отпечаток исторической традиции. Если вспомнить про японские сады в стиле «дзен», персидские «райские сады», французские и английские парки эпохи Возрождения – все они создавались для размышлений о смысле жизни. Поэтому главная идея «Сада космических размышлений» – микромир, миниатюрная модель Вселенной».

«Холстом» для воплощения замысла стали земли поместья Портрэк Хаус, которые Мэгги унаследовала в 1988 году. На площади в 16,2 гектара, среди волнистых, плавных и кривых линий рельефа выросла картина-размышление о космосе, возникновении вселенной. В «Саду» Дженксов нет традиционных красочных цветочных клумб, удобных дорожек, фонтанов и украшений, не свойственных природе: современная космология, основанная на данных точных наук, представлена здесь с помощью базовых элементов парка – течения воды, рельефа земли, газонов.

Ландшафт складывается из пяти зон, изобилующих водоёмами различных геометрических форм, долинами и холмами, среди которых разбросаны необычные скульптурные композиции, передающие сложные научные мысли. Автором этих изваяний является мастер по металлу Смит Джон Гибсон, многие годы сотрудничающий с Дженксом над воссозданием его идей. «Сад» наполнен формулами, теориями, феноменами и символами научных открытий и достижений. Здесь есть чёрные дыры в виде странных алюминиевых цветников, мосты эволюционных скачков и фракталы, последовательности Фибоначчи. А ещё многочисленные спирали, олицетворяющие цепочку ДНК, форму галактик, атмосферные феномены – торнадо, ураганы.

Самая впечатляющая интерпретация, посвящённая последовательности и периодичности развития Вселенной – большая зигзагообразная лестница из 25 пролётов; каждый из них передаёт определённую стадию эволюции. Спускающиеся по холму ступени заканчиваются у пруда, символизирующего первозданный хаос, который наука считает главным источником возникновения Вселенной.

Даже если научные формулы, мозговой штурм и загадки Вселенной вас не волнуют, «Сад космических размышлений» стоит посетить: ландшафт Дженкса невероятно эстетичен и вдохновляюще прекрасен. 79-летний архитектор и сегодня продолжает работу над проектом, но Мэгги, к сожалению, умерла от рака в 1995 году. В её честь создан благотворительный фонд помощи онкологическим больным, куда передаются все средства, вырученные за продажу билетов для посещения «космического сада». Правда, такая возможность предоставляется лишь один день в году, когда архитектор открывает свой частный парк для посетителей. В какой именно день, Дженкс решает сам, так что планировать что-то заранее довольно сложно. Обычно это бывает в воскресенье первого майского Bank holiday…

Читать еще:  Дешевое отопление для теплицы: простой способ обогрева

Иер-эль-Агуа

Еще одно замечательное, но гораздо более знаменитое место. Иер-эль-Агуа популярна за счет минеральных наростов в горах, которые выглядят как застывшие изумрудные водопады. На месте есть шикарный естественный бассейн, который впечатляет своим видом.

Чтобы попасть туда на один день, нужно заплатить около 150 рублей. При этом дополнительно нужно заплатить за фотосъемку.

Территории высокого напряжения…фантазии

Сотворчество природы и человека – особенно с незаурядным воображением! – иногда рождает поразительные произведения. В любой сфере деятельности, но наш сегодняшний разговор – о парках и садах. Те, что я выбрала, едва ли вписываются в привычные классические рамки ландшафтного искусства: чтобы побывать в них, люди путешествуют из разных уголков земного шара.

Las Pozas

Хилитла, Мексика

«Парк сюрреалиста»

Автор этой невероятной фантазии, воплотившейся в мексиканских джунглях, родился в Англии, в графстве Сассекс. Поэт, писатель и скульптор Эдвард Джеймс был страстным поклонником искусства. Миллионные состояния, унаследованные от отца и дяди, позволили ему собрать незаурядную коллекцию произведений. Особенно близок сердцу Джеймса был сюрреализм – аристократ-меценат на протяжении многих лет поддерживал испанского художника Сальвадора Дали, а бельгиец Рене Магритт некоторое время даже жил в его лондонском доме. Именно здесь по заказу Джеймса Магритт написал версию своей знаменитой картины с выезжающим из камина поездом «Пронзённое время», а также несколько портретов самого писателя.

Дом больше напоминал музей сюрреализма: все стены увешаны картинами, вокруг – скульптура, объекты и мебель, созданные по эскизам художников этого популярного в ХХ веке направления, включая кушетки в форме губ голливудской звезды Мэй Уэст и телефон-лобстер Сальвадора Дали; кровать, смоделированную с катафалка адмирала Нельсона; ковры с принтом следов жены (правда, после развода с супругой Джеймс заменил его ковром с отпечатками следов своего любимого волкодава как «более верного друга») и многое другое. Даже Дали был впечатлён, охарактеризовав однажды своего покровителя фразой: «Он сумасшедшее всех сюрреалистов вместе взятых», – а уж художник знал в этом толк!

Впрочем, ограничиваться домом-музеем Джеймс не стал. Наряду с увлечением сюрреализмом, у него была ещё одна страсть: редкие растения и дикие животные. Чтобы соединить их воедино, требовался другой масштаб и географическая зона. Так поэт-эксцентрик оказался в Мексике, где в 1947 году при содействии нанятого им гида Плутарко Гастелума приобрел 32 гектара земель близ селения Хилитла (штат Сан-Луис-Потоси в центральной Мексике). Здесь, в самом сердце субтропического скалистого леса, на высоте 610 метров над уровнем моря, на склоне горы Сьерра-Мадре Эдвард Джеймс и создаст сюрреалистический парк, назвав его Лас-Посас (в переводе с испанского – «пруды» или «бассейны»).

Поначалу плантация стала домом столь любимых поэтом диких животных и птиц (для них были устроены вольеры и клетки), а также садом, где выращивались редкие сорта орхидей. Тысячи этих цветов погибли в 1962 году, когда на субтропический лес обрушились небывалые для этих мест заморозки со снегом. Это было огромным разочарованием для Джеймса – чтобы не зависеть в будущем от капризов природы, он решил создать более прочный сад – из армированного бетона. В грандиозном проекте, растянувшемся на 22 года, были задействованы 150 плотников, каменщиков и садовников, набранных из местных жителей; по приглашению Джеймса в Лас-Посас приезжали художники-сюрреалисты: так, живущая в Мексике англичанка Леонора Каррингтон написала здесь две фрески.

Автором архитектурных конструкций выступал сам Джеймс, черпавший вдохновение в работах Мориса Эшера, Гауди, рисунках Леонардо да Винчи, а также поразивших его во время путешествий памятниках Индии и Мексики. Работы в мексиканских джунглях потребовали огромных затрат – строительство обошлось в 5 миллионов долларов, так что поэту пришлось продать часть своей знаменитой коллекции искусства на аукционе. Но оно того стоило: посреди буйства диковинных тропических растений, в окружении водопадов и девяти прудов выросли 36 причудливых скульптур и строений из бетона, некоторые – высотой с четырехэтажный дом .

Чего там только нет: странные арки и башни; храмы с мавританскими капителями; искусственные бамбуковые рощи и цветы из камня; пандусы, мосты и тропинки, пересекающие отвесные скалы; ведущие в никуда лестницы; парящие структуры интригующего назначения; площади и фонтаны; «Бамбуковый дворец», «Ворота святых Петра и Павла», «Дорога семи смертных грехов» и многое другое. Лас-Посас напоминает ожившую картину сюрреалиста, некий затерянный в джунглях город, где архитектурные и скульптурные формы ветвятся, переплетаясь с окружающими растениями, и, подобно им, меняются под натиском времени. Джеймса забавляла мысль, что когда-нибудь, обнаружив останки этих строений и скульптур, археологи, возможно, станут ломать голову: к какой цивилизации их отнести?

Эдвард Джеймс не дожил до завершения проекта: умер от инсульта в 1984 году в итальянском городе Сан-Ремо. Строительство прекратилось, но уже в 1990-м году Лас-Посас открылся для публики. Сюрреалистический парк английского поэта-эксцентрика можно посетить в любое время года, начиная с 9 часов утра и до захода солнца. С 2007 года Лас-Посас находится под патронажем специального созданного фонда Fondo Xilitla.

The Garden of Cosmic Speculation

Дамфас, Шотландия

«Сад космических размышлений»

Наверное, самый точный эпитет для «Сада космических размышлений» в городе Дамфас в юго-западной Шотландии – уникальный. Творение известного архитектора, критика и автора многих книг, монографий и статей в области постмодернистской архитектуры Чарльза Дженкса и его супруги, ландшафтного дизайнера Мэгги Кесвик-Дженкс, не похоже ни на один из существующих на земле садов.

Архитектор рассказывает: «Когда мы начали работу над созданием парка, никто не думал о глобальных космических проблемах. Но по прошествии нескольких лет эти проблемы стали более отчётливо проявляться, и я взял их за основу, в качестве своеобразной «шпаргалки». Я часто размышлял о происхождении Вселенной и о природе, и в этом отношении сад является частью меня. Кроме того, это отпечаток исторической традиции. Если вспомнить про японские сады в стиле «дзен», персидские «райские сады», французские и английские парки эпохи Возрождения – все они создавались для размышлений о смысле жизни. Поэтому главная идея «Сада космических размышлений» – микромир, миниатюрная модель Вселенной».

«Холстом» для воплощения замысла стали земли поместья Портрэк Хаус, которые Мэгги унаследовала в 1988 году. На площади в 16,2 гектара, среди волнистых, плавных и кривых линий рельефа выросла картина-размышление о космосе, возникновении вселенной. В «Саду» Дженксов нет традиционных красочных цветочных клумб, удобных дорожек, фонтанов и украшений, не свойственных природе: современная космология, основанная на данных точных наук, представлена здесь с помощью базовых элементов парка – течения воды, рельефа земли, газонов.

Ландшафт складывается из пяти зон, изобилующих водоёмами различных геометрических форм, долинами и холмами, среди которых разбросаны необычные скульптурные композиции, передающие сложные научные мысли. Автором этих изваяний является мастер по металлу Смит Джон Гибсон, многие годы сотрудничающий с Дженксом над воссозданием его идей. «Сад» наполнен формулами, теориями, феноменами и символами научных открытий и достижений. Здесь есть чёрные дыры в виде странных алюминиевых цветников, мосты эволюционных скачков и фракталы, последовательности Фибоначчи. А ещё многочисленные спирали, олицетворяющие цепочку ДНК, форму галактик, атмосферные феномены – торнадо, ураганы.

Самая впечатляющая интерпретация, посвящённая последовательности и периодичности развития Вселенной – большая зигзагообразная лестница из 25 пролётов; каждый из них передаёт определённую стадию эволюции. Спускающиеся по холму ступени заканчиваются у пруда, символизирующего первозданный хаос, который наука считает главным источником возникновения Вселенной.

Даже если научные формулы, мозговой штурм и загадки Вселенной вас не волнуют, «Сад космических размышлений» стоит посетить: ландшафт Дженкса невероятно эстетичен и вдохновляюще прекрасен. 79-летний архитектор и сегодня продолжает работу над проектом, но Мэгги, к сожалению, умерла от рака в 1995 году. В её честь создан благотворительный фонд помощи онкологическим больным, куда передаются все средства, вырученные за продажу билетов для посещения «космического сада». Правда, такая возможность предоставляется лишь один день в году, когда архитектор открывает свой частный парк для посетителей. В какой именно день, Дженкс решает сам, так что планировать что-то заранее довольно сложно. Обычно это бывает в воскресенье первого майского Bank holiday…

Как добраться

Парк скульптур Las Pozas находится на северной окраине муниципалитета Хилитла (Xilitla), рядом с трассой 120 Xilitla — Jalpan De Serra, в 85 километрах к югу от города Сьюдад-Вальес (Ciudad Valles). Добраться до парка можно из крупного города Тампико (Tampico), расположенного в 150 километрах к северо-востоку, на побережье Мексиканского залива. Он связан регулярными рейсами с Мехико, Хьюстоном и Монтереем. Лучший вариант в любое время года — арендовать по прилете автомобиль с водителем, который довезет до Las Pozas, порекомендует гостевой дом и поможет найти местного гида. Время в пути — порядка четырех часов.

Автобусное сообщение связывает Хилитлу с городами Сан-Мигель-де-Альенде (San Miguel de Allende), расположенным в 346 километрах (по дороге) к юго-западу от садов, и Керетаро (Santiago de Queretaro, 289 километров); рейсы отправляются ежедневно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector