0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На розовом коне

На розовом коне. Династия Туленковых, шапка Мономаха и закон Мартиросяна

Когда так нелепо и обидно погиб муж, мама совсем ещё юной Земфиры Туленковой сказала: «Перебирайтесь-ка домой». И занялась обменом их с маленьким сынишкой свердловской квартиры на Верхнюю Пышму. Переехали, а вскоре туда же перебралась разом осиротевшая с потерей единственного сына свекровь Валентина Павловна, мама Валя.

Верхняя Пышма – городок хороший, но привыкшая за университетские годы к областному центру Земфира быстро там заскучала и однажды по-родственному призналась маме Вале, что, кажется, совершила ошибку. Свекровь всё поняла и, имея связи в педагогическом мире Свердловска, приступила к поиску работы для невестки. Договориться удалось в школе №9. Там Валентину Павловну хорошо знали, а потому её рекомендации приняли к сведению. Единственное было условие – приступить к трудовой деятельности с нового учебного года. А пока? А пока найдите что-нибудь временное.

«Временной» оказалась Верхнепышминская школа-интернат для слепых и слабовидящих детей. Директор – знаменитый Станислав Александрович Мартиросян – пошёл навстречу, но строго предупредил: «Учителем не возьму. Иди воспитателем. Докажи, что сможешь стать этим детям второй мамой».

отзывы

Я посмотрела фильм уже второй раз. Через несколько прошедших лет. И уже не стало даже Евгения Евтушенко. А это все были старшие мои современники ( на 10 лет постарше примерно). Я помню многих живыми — к нам в ВУЗ Высоцкий приезжал, правда , с задержкой на 5 часов — и его все ждали в зале-, но выступал долго и добросовестно, в полную силу. Ну, и, конечно, мы видели и по ТВ всякие репортажи, интервью, встречи их живых. И многое сами переживали — Я в 1968 году заканчивала ВУЗ.
И, конечно, мне просто интересно было посмотреть на этот срез общества в особой категории, которая не часто отображается в фильмах — поэты-друзья и писатель. Хотя к творчеству Аксенова я отношусь очень неоднозначно, что-то нравится , что-то вызывает отторжение.
Но мы обсуждаем ЗДЕСЬ не самого Аксенова, и даже не его героев, и не политику- эпоху или время, а ФИЛЬМ.

Для меня это черезвычайно сильный ФИЛЬМ. И в передаче атмосферы того времени, пусть, естественно, только в соприкосновении с этой группой героев, поскольку это не эпопея наподобие «Войны и мира» про наши прошлые годы, где и высший свет, и солдаты, и дети, и вельможи, и Наполеон, и наш царь, и картина довольно масштабная по широте и глубине, да еще и с объяснениями — почему так, а не иначе. Здесь несколько локальная группа героев, но весьма заметных и большинству как-то известных, особенно тем, кто жил в СССР. И читали их, и смотрели, и слушали, и любили ( Окуджаву, наверное, ВСЕ любили, и про Высоцкого тоже ВСЕ знали) или не очень. Поэтому так пристрастно к ним в фильме относимся, у каждого к каждому из героев свое отношение. Меня поразила игра актеров — независимо от высказываний Аксенова или сценариста к сути личности прототипа — потрясающее воплощение образа Кочевого ( Романа Кармена), очень интересное мне представление образов Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, самого Аксенова, Окуджавы — это просто поразительная актерская работа. Можно, наверное, раздражаться зрителям от количества сцен выпивки, озорства, любовных сцен — но это жи были молодые люди, и нельзя показывать только и исключительно их споры и манифесты- зритель бы не выдержал смотреть только наполненное высокими смыслами. Важно было показать, на мой взгляд, о чем думали, с чем сталкивались, как менялись и в своих отношениях и во взглядах, и как к ним относились РАЗНЫЕ люди — и это удалось. Зрителю есть и о чем подумать, и чем возмутиться, возможно, или посетовать на глупость и наивность. Здесь интересны и недостатки героев, и их небезупречность делает их интересными и живыми. И есть возможность оценить по нашей жизни, к чему это привело и героев и страну — нам промежуточный на сегодня итог уже виден. Плохо, когда власть глупая, некомпетентная, необразованная, не умелая, хоть и сильная — но это ведь не только у нас было и есть, а мы сами — что во всем идеальны? Безусловно было хорошо быть молодым, смотреть поначалу сквозь розовые очки на мир и ошибаться, и также негодовать на потрясающую глупость и хамство властей предержащих, ну, а сейчас на другие проявившиеся свойства мы смотрим уже, зная и понимая несколько больше, хотя и не знаем, что будет дальше
Но фильм подарил мне. повод обо всем это подумать, и я очень благодарна Владу Фурману за то, ЧТО и КАК он поставил и снял, на этот взгляд в наше прошлое, с которым можно спорить и не соглашаться, но он добросовестный по моему мнению, не фальшивый, на прекрасные актерские работы. И пусть любовные истории тут несколько по касательной — фильм-то не о любви как таковой у главного героя,тут важнее другое — фон и обстоятельства при этой любви. Мне не хватило чего-то в образе Ралиссы, хотя прекрасно показана, и ей веришь, но не понятна по сути — только ли благодарность и жертвенность главное для женщины — все время себя саму приносить в жертву. Зато женщины в ролях поменьше считываются прекрасно и понятны и глубоки ( и жена Мира, и теща, и подруги у Вознесенского). Прекрасно сыграна роль брата Миры, и роль у Тараторкина, конечно,, и роли «вождей» и их слуг. Получила удовольствие. Можно много чего отметить в такой большой работе. Но я поздравляю авторов и тружеников в нем с отличным фильмом, и очень осмысленным и умелым. Спасибо!

Чем богаче чувства, тем яснее мир

Сыном Данькой занимались две пары бабушек и дедушек, так что у Земфиры была возможность работать с утра до ночи. Станислав Александрович Мартиросян уверял: у слепых и слабовидящих детей должно быть всё лучшее. В актовом зале – высоченные потолки и хрустальные люстры. В школьном театре – самые весёлые и познавательные спектакли для школьников всего города. В библиотеке – набор художественной литературы на зависть филологам.

А потом из квартир педагогических работников школы стали исчезать вещи. Сначала пропали затемняющие шторы, потом тюль, потом скатерти. Потом настала очередь марли, потом кожи… Одна учительница лишилась парчи, из которой планировала сшить себе выходной костюм. Мужья страшно ругались, не без основания подозревая жён в клептомании. Жёны разводили руками и слабо оправдывались. Ну как объяснить, что без тюля и марли никак не нарядить ученицу в бальное платье из XIX века, без кожи театрализованным чекистам не носить тужурок суровых революционных времён, без штор — как без штанов и красным, и белым, а без парчи трон не трон и некуда посадить самого Бориса Годунова? Вот только шапка Мономаха была откровенно поддельной, со стёклышками вместо камней. Но такая искусная, что, когда однажды школу обворовали, с некоторыми ценными вещами утащили и шапку.

Читать еще:  Где живет Квентин Тарантино, почему не впускает в свой дом папарацци

Учителя в общем и наша Земфира Рафаиловна в частности старались на славу, не считаясь ни со временем, ни со средствами: костюмы и декорации получались завидными. Но когда за один спектакль на сцену выходило шесть десятков юных артистов, треть из которых были тотально слепыми, остальные – слабовидящими, знаете какая гордость охватывала педагогов!

Последние годы ученики Земфиры Туленковой – полностью слепые ребятишки. Самый трудный участок. Но она 40 лет у учительского стола («40 лет – на розовом коне» – её пояснение). Что такое её уроки? Вот пример. В классе душно, батареи – кипяток. Земфира думает, как использовать ситуацию, чтобы дать детям новое понятие. В классе звучит обычная, на первый взгляд, фраза: «Иван обжёг горячим ненавидящим взглядом своих врагов». Но её ученики никогда не видели обжигающего взгляда. Как объяснить? Потрогайте батарею, говорит Земфира Рафаиловна. Приятно? Нет, больно и страшно – ведь легко обжечься. Тогда представьте, каким должен быть взгляд, чтоб от него становилось больно и страшно?

Вот какой характер у пластмассового героя? Мягкий, пожалуй, эластичный, гибкий. И совесть, наверное, у него такая же. А у каменного? Попробуй такого сломать. Но зато он, скорее всего, груб и бессердечен. Бумажного нельзя поднести к огню – сгорит, нельзя с ним обойтись круто – порвется, нельзя пустить по ветру – улетит. Стеклянный – беззащитный, весь просвечивает, у него и мысли наружу. И хрупок, как любое стекло.

Слушаю Земфиру Рафаиловну и завидую деткам, у которых такая волшебная учительница. Весёлая придумщица, мудрая фантазёрка, изобретательная наставница.

отзывы

Я посмотрела фильм уже второй раз. Через несколько прошедших лет. И уже не стало даже Евгения Евтушенко. А это все были старшие мои современники ( на 10 лет постарше примерно). Я помню многих живыми — к нам в ВУЗ Высоцкий приезжал, правда , с задержкой на 5 часов — и его все ждали в зале-, но выступал долго и добросовестно, в полную силу. Ну, и, конечно, мы видели и по ТВ всякие репортажи, интервью, встречи их живых. И многое сами переживали — Я в 1968 году заканчивала ВУЗ.
И, конечно, мне просто интересно было посмотреть на этот срез общества в особой категории, которая не часто отображается в фильмах — поэты-друзья и писатель. Хотя к творчеству Аксенова я отношусь очень неоднозначно, что-то нравится , что-то вызывает отторжение.
Но мы обсуждаем ЗДЕСЬ не самого Аксенова, и даже не его героев, и не политику- эпоху или время, а ФИЛЬМ.

Для меня это черезвычайно сильный ФИЛЬМ. И в передаче атмосферы того времени, пусть, естественно, только в соприкосновении с этой группой героев, поскольку это не эпопея наподобие «Войны и мира» про наши прошлые годы, где и высший свет, и солдаты, и дети, и вельможи, и Наполеон, и наш царь, и картина довольно масштабная по широте и глубине, да еще и с объяснениями — почему так, а не иначе. Здесь несколько локальная группа героев, но весьма заметных и большинству как-то известных, особенно тем, кто жил в СССР. И читали их, и смотрели, и слушали, и любили ( Окуджаву, наверное, ВСЕ любили, и про Высоцкого тоже ВСЕ знали) или не очень. Поэтому так пристрастно к ним в фильме относимся, у каждого к каждому из героев свое отношение. Меня поразила игра актеров — независимо от высказываний Аксенова или сценариста к сути личности прототипа — потрясающее воплощение образа Кочевого ( Романа Кармена), очень интересное мне представление образов Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, самого Аксенова, Окуджавы — это просто поразительная актерская работа. Можно, наверное, раздражаться зрителям от количества сцен выпивки, озорства, любовных сцен — но это жи были молодые люди, и нельзя показывать только и исключительно их споры и манифесты- зритель бы не выдержал смотреть только наполненное высокими смыслами. Важно было показать, на мой взгляд, о чем думали, с чем сталкивались, как менялись и в своих отношениях и во взглядах, и как к ним относились РАЗНЫЕ люди — и это удалось. Зрителю есть и о чем подумать, и чем возмутиться, возможно, или посетовать на глупость и наивность. Здесь интересны и недостатки героев, и их небезупречность делает их интересными и живыми. И есть возможность оценить по нашей жизни, к чему это привело и героев и страну — нам промежуточный на сегодня итог уже виден. Плохо, когда власть глупая, некомпетентная, необразованная, не умелая, хоть и сильная — но это ведь не только у нас было и есть, а мы сами — что во всем идеальны? Безусловно было хорошо быть молодым, смотреть поначалу сквозь розовые очки на мир и ошибаться, и также негодовать на потрясающую глупость и хамство властей предержащих, ну, а сейчас на другие проявившиеся свойства мы смотрим уже, зная и понимая несколько больше, хотя и не знаем, что будет дальше
Но фильм подарил мне. повод обо всем это подумать, и я очень благодарна Владу Фурману за то, ЧТО и КАК он поставил и снял, на этот взгляд в наше прошлое, с которым можно спорить и не соглашаться, но он добросовестный по моему мнению, не фальшивый, на прекрасные актерские работы. И пусть любовные истории тут несколько по касательной — фильм-то не о любви как таковой у главного героя,тут важнее другое — фон и обстоятельства при этой любви. Мне не хватило чего-то в образе Ралиссы, хотя прекрасно показана, и ей веришь, но не понятна по сути — только ли благодарность и жертвенность главное для женщины — все время себя саму приносить в жертву. Зато женщины в ролях поменьше считываются прекрасно и понятны и глубоки ( и жена Мира, и теща, и подруги у Вознесенского). Прекрасно сыграна роль брата Миры, и роль у Тараторкина, конечно,, и роли «вождей» и их слуг. Получила удовольствие. Можно много чего отметить в такой большой работе. Но я поздравляю авторов и тружеников в нем с отличным фильмом, и очень осмысленным и умелым. Спасибо!

Мы одного роста

Первый раз шла по школе – коленки подкашивались. У одного ребёнка глазик не открывается. У другого – бельма. Третий смотрит, а ты понимаешь – не видит. Показалось ей в тот момент – испытание не по силам. Надо поискать себе что-то другое, не столь рвущее душу. А потом такая невыносимая жалость к этим ребятам защемила сердце, такое появилось желание спасти их, защитить, обнять, приласкать…

С тех пор много воды утекло. Школа давно стала родной. Ребята тоже. Просто они все разные. Но ведь и в обычной школе все разные. Один тихоня, другой – егоза. Один на лету ловит, другой – тугодум. Один прирожденный хулиган, другой – маменькин сынок, отличник. Но есть и нюансы. Земфира, например, знает ребячьи диагнозы и тонкости работы при том или ином заболевании.

Читать еще:  Московская квартира и загородный дом бывшей жены Вдовиченкова, актрисы Ольги Филипповой

В общем, пришла Земфира в эту школу ненадолго, до нового учебного года. А уйти уже не смогла. Удивительная, требовательно-нежная взаимная с детьми любовь пустила крепкие корни. И свекровь, которой было обещано – выпущу этих, а новых набирать не буду – как-то поняла и приняла ситуацию.

Мы одного роста

Первый раз шла по школе – коленки подкашивались. У одного ребёнка глазик не открывается. У другого – бельма. Третий смотрит, а ты понимаешь – не видит. Показалось ей в тот момент – испытание не по силам. Надо поискать себе что-то другое, не столь рвущее душу. А потом такая невыносимая жалость к этим ребятам защемила сердце, такое появилось желание спасти их, защитить, обнять, приласкать…

С тех пор много воды утекло. Школа давно стала родной. Ребята тоже. Просто они все разные. Но ведь и в обычной школе все разные. Один тихоня, другой – егоза. Один на лету ловит, другой – тугодум. Один прирожденный хулиган, другой – маменькин сынок, отличник. Но есть и нюансы. Земфира, например, знает ребячьи диагнозы и тонкости работы при том или ином заболевании.

В общем, пришла Земфира в эту школу ненадолго, до нового учебного года. А уйти уже не смогла. Удивительная, требовательно-нежная взаимная с детьми любовь пустила крепкие корни. И свекровь, которой было обещано – выпущу этих, а новых набирать не буду – как-то поняла и приняла ситуацию.

отзывы

Я посмотрела фильм уже второй раз. Через несколько прошедших лет. И уже не стало даже Евгения Евтушенко. А это все были старшие мои современники ( на 10 лет постарше примерно). Я помню многих живыми — к нам в ВУЗ Высоцкий приезжал, правда , с задержкой на 5 часов — и его все ждали в зале-, но выступал долго и добросовестно, в полную силу. Ну, и, конечно, мы видели и по ТВ всякие репортажи, интервью, встречи их живых. И многое сами переживали — Я в 1968 году заканчивала ВУЗ.
И, конечно, мне просто интересно было посмотреть на этот срез общества в особой категории, которая не часто отображается в фильмах — поэты-друзья и писатель. Хотя к творчеству Аксенова я отношусь очень неоднозначно, что-то нравится , что-то вызывает отторжение.
Но мы обсуждаем ЗДЕСЬ не самого Аксенова, и даже не его героев, и не политику- эпоху или время, а ФИЛЬМ.

Для меня это черезвычайно сильный ФИЛЬМ. И в передаче атмосферы того времени, пусть, естественно, только в соприкосновении с этой группой героев, поскольку это не эпопея наподобие «Войны и мира» про наши прошлые годы, где и высший свет, и солдаты, и дети, и вельможи, и Наполеон, и наш царь, и картина довольно масштабная по широте и глубине, да еще и с объяснениями — почему так, а не иначе. Здесь несколько локальная группа героев, но весьма заметных и большинству как-то известных, особенно тем, кто жил в СССР. И читали их, и смотрели, и слушали, и любили ( Окуджаву, наверное, ВСЕ любили, и про Высоцкого тоже ВСЕ знали) или не очень. Поэтому так пристрастно к ним в фильме относимся, у каждого к каждому из героев свое отношение. Меня поразила игра актеров — независимо от высказываний Аксенова или сценариста к сути личности прототипа — потрясающее воплощение образа Кочевого ( Романа Кармена), очень интересное мне представление образов Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, самого Аксенова, Окуджавы — это просто поразительная актерская работа. Можно, наверное, раздражаться зрителям от количества сцен выпивки, озорства, любовных сцен — но это жи были молодые люди, и нельзя показывать только и исключительно их споры и манифесты- зритель бы не выдержал смотреть только наполненное высокими смыслами. Важно было показать, на мой взгляд, о чем думали, с чем сталкивались, как менялись и в своих отношениях и во взглядах, и как к ним относились РАЗНЫЕ люди — и это удалось. Зрителю есть и о чем подумать, и чем возмутиться, возможно, или посетовать на глупость и наивность. Здесь интересны и недостатки героев, и их небезупречность делает их интересными и живыми. И есть возможность оценить по нашей жизни, к чему это привело и героев и страну — нам промежуточный на сегодня итог уже виден. Плохо, когда власть глупая, некомпетентная, необразованная, не умелая, хоть и сильная — но это ведь не только у нас было и есть, а мы сами — что во всем идеальны? Безусловно было хорошо быть молодым, смотреть поначалу сквозь розовые очки на мир и ошибаться, и также негодовать на потрясающую глупость и хамство властей предержащих, ну, а сейчас на другие проявившиеся свойства мы смотрим уже, зная и понимая несколько больше, хотя и не знаем, что будет дальше
Но фильм подарил мне. повод обо всем это подумать, и я очень благодарна Владу Фурману за то, ЧТО и КАК он поставил и снял, на этот взгляд в наше прошлое, с которым можно спорить и не соглашаться, но он добросовестный по моему мнению, не фальшивый, на прекрасные актерские работы. И пусть любовные истории тут несколько по касательной — фильм-то не о любви как таковой у главного героя,тут важнее другое — фон и обстоятельства при этой любви. Мне не хватило чего-то в образе Ралиссы, хотя прекрасно показана, и ей веришь, но не понятна по сути — только ли благодарность и жертвенность главное для женщины — все время себя саму приносить в жертву. Зато женщины в ролях поменьше считываются прекрасно и понятны и глубоки ( и жена Мира, и теща, и подруги у Вознесенского). Прекрасно сыграна роль брата Миры, и роль у Тараторкина, конечно,, и роли «вождей» и их слуг. Получила удовольствие. Можно много чего отметить в такой большой работе. Но я поздравляю авторов и тружеников в нем с отличным фильмом, и очень осмысленным и умелым. Спасибо!

отзывы

Я посмотрела фильм уже второй раз. Через несколько прошедших лет. И уже не стало даже Евгения Евтушенко. А это все были старшие мои современники ( на 10 лет постарше примерно). Я помню многих живыми — к нам в ВУЗ Высоцкий приезжал, правда , с задержкой на 5 часов — и его все ждали в зале-, но выступал долго и добросовестно, в полную силу. Ну, и, конечно, мы видели и по ТВ всякие репортажи, интервью, встречи их живых. И многое сами переживали — Я в 1968 году заканчивала ВУЗ.
И, конечно, мне просто интересно было посмотреть на этот срез общества в особой категории, которая не часто отображается в фильмах — поэты-друзья и писатель. Хотя к творчеству Аксенова я отношусь очень неоднозначно, что-то нравится , что-то вызывает отторжение.
Но мы обсуждаем ЗДЕСЬ не самого Аксенова, и даже не его героев, и не политику- эпоху или время, а ФИЛЬМ.

Читать еще:  Королевские апартаменты Анастасии Волочковой

Для меня это черезвычайно сильный ФИЛЬМ. И в передаче атмосферы того времени, пусть, естественно, только в соприкосновении с этой группой героев, поскольку это не эпопея наподобие «Войны и мира» про наши прошлые годы, где и высший свет, и солдаты, и дети, и вельможи, и Наполеон, и наш царь, и картина довольно масштабная по широте и глубине, да еще и с объяснениями — почему так, а не иначе. Здесь несколько локальная группа героев, но весьма заметных и большинству как-то известных, особенно тем, кто жил в СССР. И читали их, и смотрели, и слушали, и любили ( Окуджаву, наверное, ВСЕ любили, и про Высоцкого тоже ВСЕ знали) или не очень. Поэтому так пристрастно к ним в фильме относимся, у каждого к каждому из героев свое отношение. Меня поразила игра актеров — независимо от высказываний Аксенова или сценариста к сути личности прототипа — потрясающее воплощение образа Кочевого ( Романа Кармена), очень интересное мне представление образов Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, самого Аксенова, Окуджавы — это просто поразительная актерская работа. Можно, наверное, раздражаться зрителям от количества сцен выпивки, озорства, любовных сцен — но это жи были молодые люди, и нельзя показывать только и исключительно их споры и манифесты- зритель бы не выдержал смотреть только наполненное высокими смыслами. Важно было показать, на мой взгляд, о чем думали, с чем сталкивались, как менялись и в своих отношениях и во взглядах, и как к ним относились РАЗНЫЕ люди — и это удалось. Зрителю есть и о чем подумать, и чем возмутиться, возможно, или посетовать на глупость и наивность. Здесь интересны и недостатки героев, и их небезупречность делает их интересными и живыми. И есть возможность оценить по нашей жизни, к чему это привело и героев и страну — нам промежуточный на сегодня итог уже виден. Плохо, когда власть глупая, некомпетентная, необразованная, не умелая, хоть и сильная — но это ведь не только у нас было и есть, а мы сами — что во всем идеальны? Безусловно было хорошо быть молодым, смотреть поначалу сквозь розовые очки на мир и ошибаться, и также негодовать на потрясающую глупость и хамство властей предержащих, ну, а сейчас на другие проявившиеся свойства мы смотрим уже, зная и понимая несколько больше, хотя и не знаем, что будет дальше
Но фильм подарил мне. повод обо всем это подумать, и я очень благодарна Владу Фурману за то, ЧТО и КАК он поставил и снял, на этот взгляд в наше прошлое, с которым можно спорить и не соглашаться, но он добросовестный по моему мнению, не фальшивый, на прекрасные актерские работы. И пусть любовные истории тут несколько по касательной — фильм-то не о любви как таковой у главного героя,тут важнее другое — фон и обстоятельства при этой любви. Мне не хватило чего-то в образе Ралиссы, хотя прекрасно показана, и ей веришь, но не понятна по сути — только ли благодарность и жертвенность главное для женщины — все время себя саму приносить в жертву. Зато женщины в ролях поменьше считываются прекрасно и понятны и глубоки ( и жена Мира, и теща, и подруги у Вознесенского). Прекрасно сыграна роль брата Миры, и роль у Тараторкина, конечно,, и роли «вождей» и их слуг. Получила удовольствие. Можно много чего отметить в такой большой работе. Но я поздравляю авторов и тружеников в нем с отличным фильмом, и очень осмысленным и умелым. Спасибо!

Туленковы женятся на учительницах

Много лет назад учительница географии школы №9 (потом №37), спортсменка-походница Валентина Павловна Туленкова, обожавшая своих учеников, пугала молодую невестку бесконечными рассказами о каких-то неведомых Коле, Свете, Лене… Почему, думала Земфира, её, счастливую молодую жену, маму, должно волновать, что Радик такой худенький и, наверное плохо питается, а Сережа почти не умеет улыбаться, видно, в семье у него что-то не так. Всем давно известно – дома надо забывать о работе.

Земфира тогда понятия не имела о жизни учителей. Не понимала, что каждый будущий её ученик станет родным как собственное дитя. Что душа будет болеть за каждого, не считаясь с рамками рабочего времени. Она тихо изумлялась, как это можно жить среди разбросанных по всему дому книг и журналов, в атмосфере затянувшихся уроков, с непреходящей болью за шалости одних деток и озорство других.

Но в одном они со свекровью точно сходились. В самом деле, как было не посмеяться над тем, что все Туленковы женятся на учительницах?

И всё всегда повторяется снова и снова. Юрий Васильевич Туленков – родоначальник педагогической династии – родился в начале прошлого, XX столетия. Шёл 1910 год. За окном – Серебряный век. Все войны и революции ещё впереди. Но в воздухе, свидетельствует богатейшая литература того времени, уже ощущается беспокойство и скорое приближение грядущих катаклизмов. Семья интеллигентная. Отец – земский врач в Куртамыше, неподалеку от Кургана. Врач, кажется, даже не в первом поколении. А сын выбирает другую профессию. В мечтах видит себя агрономом.

Дома осталась молодая жена, она же коллега. Познакомились в Куртамыше, где та учительствовала в начальной школе. Судя по всему, Александра Ивановна была из дворян. Семейные легенды гласят, что, предупрежденные о революционной опасности, её родители сложили в санки самое для них дорогое – книги, сверху пристроили маленькую Сашу и бежали из дома через бесконечное снежное поле.
Александра Ивановна не выходила из дома без маникюра, не садилась за стол, если не было ножа. Была театралкой. Домработницу почитала за члена семьи. На письменном столе у неё всегда лежали стопки тетрадей. И ещё – она всю жизнь ждала мужа. Вопреки похоронке.

Сын Туленковых – Лев – когда подрос и стал самостоятельным молодым человеком, женился на крестьянской дочери, студентке Валентине Фатеевой. Её отец был из числа тех, кто делал революцию и в составе Красной армии воевал с белогвардейцами. Потом он опять воевал. С фашистами. И погиб под Москвой.

Сын Земфиры Даниил, пока мама работала, как-то незаметно вырос. Окончил истфак. Женился на Ане, обучавшейся в колледже экономике и юриспруденции. Ничто не предвещало для неё педагогической карьеры.

Но жизнь любит сюрпризы. Анна Николаевна увлеклась преподаванием танцевального мастерства, создала для школьников «Студию 505», непременную участницу всех городских праздников. Больше танцев полюбила только детей («как орлица над орлятами, над ними вьётся», – говорит Земфира), а когда коллектив из-под крыла управления культуры администрации города передали управлению образования, ей предложили получить педагогическое образование.

Тут бы и закончить. Да недавно внук Тимур объявил бабушке Земфире, что ничего не пропадает просто так. И бабушкины уроки тоже. В общем, пока он собирается на истфак. Хочет преподавать историю.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector