9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Марина Цветаева

Марина Цветаева

Марина Ивановна Цветаева — русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие.

Детское фото Марины Цветаевой | Музей М. Цветаевой

День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях. Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.

Детские фото Марины Цветаевой

Так получилось, что Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне, но обучение там не окончила.

С сестрой Анастасией, 1911 год | Музей М. Цветаевой

Когда поэтесса Цветаева начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве «Мусагет». Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Разрыв родины на белую и красную составляющие она не принимала и не одобряла. Весной 1922 года Марина Олеговна добивается разрешения эмигрировать из России и отправиться в Чехию, куда несколько лет назад бежал ее муж, Сергей Эфрон, служивший в рядах Белой армии, а теперь обучавшийся в Пражском университете.

Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной, 1906 год | Музей М. Цветаевой

Долгое время жизнь Марины Цветаевой была связана не только с Прагой, но и с Берлином, а через три года ее семья смогла добраться и до французской столицы. Но и там счастья женщина не обрела. На нее действовала угнетающе молва людей о том, что ее муж участвовал в заговоре против сына Льва Троцкого и что он завербован советской властью. Кроме того, Марина осознала, что по своему духу она не эмигрант, и Россия никак не отпускает ее мысли и сердце.

В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха».

Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:

  • в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского, чьё самоубийство потрясло поэтессу;
  • в 1933 г. – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине;
  • в 1934 г. – «Пленный дух» в память об Андрее Белом;
  • в 1936 г. – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине;
  • в 1937 г. – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину.

Впечатления

Приобщиться к миру Марины Цветаевой лучше всего в местах, связанных с ее жизнью. О корнях семьи Цветаевых, о ее детстве и отце можно узнать из статей на портале «Живое наследие» об Иване и Марине Цветаевых в Тарусе и в селе Ново-Талицы Ивановской области.

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве находится в Борисоглебском переулке около Арбата. В этом доме семья прожила с 1914 по 1922 год. Дом удалось спасти от сноса благодаря самоотверженной борьбе за его сохранение. Музей открылся в 1992 году, он хорошо известен любителям культуры своими мероприятиями. Рядом с музеем находится памятник Цветаевой.

Дом-музей Марины Цветаевой в городе Королев находится на даче в поселке Болшево, где она пережила пять драматических месяцев жизни в 1939 году. Здесь поселились после возвращения в СССР ее муж и дочь, сюда она приехала из-за границы в июне вместе с сыном, и на короткое время семья воссоединилась. Здесь она пережила арест дочери в августе и мужа в октябре. В музее можно увидеть личные вещи семьи Цветаевых и обстановку того времени. Рядом находится сквер, в нем расставлены камни со строками из стихов Цветаевой. 19 июня, в день ее приезда в Болшево, в сквере зажигают Цветаевский костер.

В Елабуге, где прошли последние дни Цветаевой, создан в 2002 году мемориальный комплекс. В него входят площадь ее имени с бюстом, два музея – литературный музей М.И.Цветаевой и дом памяти Цветаевой, в котором она снимала комнату. Главная ценность дома – записная книжка, принадлежавшая поэту.

«Возмутительно большой поэт»

Первую Мировую войну маленькая семья — в 1912 году родилась дочь Ариадна — встретила в доме в Борисоглебском переулке. Сергей Эфрон готовился к поступлению в университет, Марина Цветаева писала стихи. С 1915 года Эфрон работал на санитарном поезде, в 1917-ом был мобилизован. Позже он оказался в рядах белогвардейцев, из Крыма с остатками разгромленной белой армии перебрался в Турцию, затем в Европу. Марина Цветаева, не получавшая в годы Гражданской войны известий от мужа, оставалась в Москве — теперь уже с двумя детьми.

В это время она сблизилась со студийцами-вахтанговцами (будущая Третья студия МХАТ), «прописавшимися» в Мансуровском переулке. Среди ближайших друзей Цветаевой были поэт Павел Антокольский, режиссер Юрий Завадский, актриса Софья Голлидэй. Для них и под влиянием обожаемого «поэтического божества» — Александра Блока — Цветаева написала «романтические драмы». Их легкий изящный слог уносил молодую поэтессу в прекрасные дали, прочь от замерзающей военной Москвы.

В феврале 1920 от голода умерла младшая дочь Марины Цветаевой. Спустя год из-за границы пришла весточка от Эфрона, и Цветаева решила ехать к нему. В мае 1922 года супруги встретились в Берлине. Берлин начала 1920-х годов был издательской Меккой русской эмиграции. В 1922–1923 годах у Марины Цветаевой здесь вышло 5 книг. Чуть раньше в Москве были опубликованы сборник «Версты», драматический этюд «Конец Казановы» и поэма-сказка «Царь-девица» — таким получилось прощание с Россией.

Сергей Эфрон учился в Пражском университете, который предлагал беженцам из России бесплатные места. Цветаева с дочерью отправились за ним в Чехию. Снимать квартиру в Праге было не по карману, поэтому несколько лет ютились в окрестных деревнях. Цветаеву печатали. В Чехии родились «Поэма горы» и «Поэма конца», «русские» поэмы-сказки «Мо́лодец», «Переулочки», драма «Ариадна», был начат «Крысолов» — переосмысление немецкой легенды о крысолове из города Гаммельн. В чешской эмиграции начался эпистолярный роман Цветаевой с Борисом Пастернаком, длившийся почти 14 лет.

Последние годы

Находясь за границей, Цветаевы жили в крайней нищете. Супруг не мог работать по состоянию здоровья, и им приходилось выживать на скудные гонорары, которые Марина получала за написание статей.

Позже, этот период своей биографии Цветаева назовёт «замедленной смертью от голода».

Члены семейства неоднократно обращались в советское посольство, чтобы им разрешили возвратиться на Родину.

В 1937 г. им наконец-то дали такое разрешение, однако радость обернулась трагедией. Сотрудники НКВД задержали мужа Цветаевой и ее старшую дочь.

В итоге Ариадна была отправлена на 15 лет в ссылку, а Сергея Эфрона, по решению советской власти, расстреляли осенью 1941 г.

С началом войны, Марина с сыном Георгием была эвакуирована в город Елабуга. Там она вновь столкнулась с крайней нуждой, в результате чего ей пришлось работать посудомойкой.

Самые непоэтичные факты о Марине Цветаевой

Она любила, ненавидела и предавала близких. Чего еще мы не знаем о поэтессе?

Романтичная натура, гениальная поэтесса и, наконец, просто женщина, которая нуждалась в любви, а главное — в понимании. Жизнь Марины Цветаевой была наполнена странными, порой чудовищными событиями: брак по собственному предсказанию, потеря ребенка, безнадежные влюбленности. Редактор eksmo.ru Саша Баринова рассказывает самые неприятные факты из биографии поэтессы.

Всю жизнь изводила мужа

Сергей Эфрон и Марина Цветаева

Специалисты по творчеству и биографии одной из самых неординарных поэтесс Серебряного века любят повторять, что всю жизнь сердце Марины Цветаевой принадлежало ее мужу Сергею Эфрону. Свой брак Марина предсказала еще задолго до встречи с супругом, пообещав, что выйдет замуж за того, кто подарит ей любимый камень. Эфрон при первой встрече преподнес Цветаевой сердоликовую бусину, и с того момента судьба обоих была предрешена.

На протяжении многих лет Марина делала жизнь Сергея практически невыносимой: постоянные скандалы, бурные романы на стороне и даже попытки разорвать отношения. Более того, до сих пор так и не установлено, кто был настоящим отцом сына Цветаевой — Мура. Наверняка известно только одно: близкий круг поэтессы был уверен, что своим рождением мальчик обязан другу Эфрона Константину Родзевичу — одному из любовников Марины. Эфрон, однако, этот факт отрицал и был предан супруге до последних дней.

Я с вызовом ношу его кольцо
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге. —
Его чрезмерно узкое лицо —
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Попыталась бросить семью ради связи с женщиной

Марина Цветаева и Софья Парнок

Влюбчивость — одна из самых распространенных черт творческих людей. Стремление черпать вдохновение из всех доступных (и не очень) источников не было чуждо и Марине Цветаевой. В 1914 году в одном из многочисленных литературных салонов того времени поэтесса познакомилась с Софьей Парнок, которая славилась не только своим литературным даром, но и скандальными романами.

Между женщинами завязались отнюдь не платонические отношения. Ради возлюбленной Цветаева была готова даже уйти из семьи, ее не останавливала ни новорожденная дочь, ни увещевания мужа. Известно, что Сергей Эфрон даже собирался вызвать Парнок на дуэль. К слову, одно из самых известных стихотворений Цветаевой, «Под лаской плюшевого пледа. », посвящено именно Софье.

Роман Парнок и Цветаевой закончился с уходом Сергея Эфрона на фронт. Марина, напуганная добровольным решением супруга отправиться воевать, дала любовнице отставку.

Всех героинь шекспировских трагедий
Я вижу в Вас.
Вас, юная трагическая леди,
Никто не спас.

Оставила больного ребенка

Дочери Цветаевой Ариадна и Ирина

Биографы в своих работах часто упоминают дочь Цветаевой Ариадну и сына Георгия, которого домашние звали Муром . Однако это не единственные дети поэтессы. Вторая дочь Цветаевой, Ирина, родилась нездоровым, слабым ребенком. Болезненность девочки пугала и отталкивала Марину. К тому же поэтесса после ухода Эфрона на фронт во время Первой мировой войны осталась совершенно одна, и ей приходилось справляться с навалившимися проблемами самостоятельно.

В 1919 году, пребывая в очередной депрессии, Марина сдала обеих дочерей в приют, выдав их за сирот. Свой поступок она объяснила желанием обеспечить детям полноценную жизнь. Правда, вместо «полноценной» жизни девочек ждали ужасы сиротства. Цветаеву, впрочем, это мало трогало: получив от заведующего приюта письмо , что ее двухлетняя дочь кричит от голода, Марина написала в своем дневнике:

«Ирина, которая при мне никогда не смела пикнуть. Узнаю ее гнусность»

Ирина умерла, так и не дождавшись встречи с матерью, а вот Ариадну Цветаева успела забрать. На похоронах дочери поэтессы не было. В своей записной книжке Марина писала:

«Чудовищно? — Да, со стороны. Но Бог, видящий мое сердце, знает, что я не от равнодушия не поехала тогда в приют проститься с ней, а от того, что не могла»

Обладала тяжелым и жестоким характером

Марина Цветаева (справа) с сестрой Асей

О непростом, даже жестоком характере Цветаевой ходили легенды. Семья, а в особенности мать, подарила Цветаевой ощущение собственной избранности, уникальности, и в то же время сформировала личность, абсолютно отчужденную от жизни. В большей степени от нрава поэтессы страдали самые близкие ей люди. К детям (за исключением сына Мура) Цветаева была холодна; под запретом были любые проявления доброты, нежности, не говоря уже о том, что, сдав дочерей в приют, Марина не позволила старшей, Ариадне, называть себя матерью.

Неприязнь к детям у Цветаевой проявлялась с юности. Известен случай, когда Марина, будучи еще незамужней девушкой, оказалась однажды на званом ужине в доме, где росла маленькая девочка. Малышка, стремясь напроказничать, ползала под столом и меняла местами туфли у гостей. В конце вечера обнаружилось, что «правильная» пара сохранилась только у Цветаевой. Сама Марина объяснила это тем, что проучила ребенка: «Когда она подползла ко мне в первый раз, я уколола ее булавкой в ногу. Она не сказала ни слова и только посмотрела на меня, а я — на нее, и она поняла, что я могу уколоть еще раз. Больше она не трогала моих туфель».

Марина Ивановна Цветаева

Годы жизни: с 26.09.1892 по 31.08.1941

Русская поэтесса, прозаик, переводчица, один из крупнейших поэтов-модернистов «Серебряного века».

Марина Ивановна родилась 26 сентября 1892 года. Большое влияние на воспитание и образование Марины Цветаевой и ее сестры оказывала ее мама, Мария Александровна Мейн. Великолепная пианистка вкладывала в детей всю свою музыкальную душу. Все стихотворения Цветаевой очень музыкальны, недаром на слова многих из них положена музыка. Однако Марина не тянулась к музыке, позже свое детство она опишет в прозе «Мать и музыка». Из-за болезни матери, Марина много времени проводила за границей, выучила немецкий и французский. В 1909 году прослушала курсы французской литературы в Сорбонне. Марина росла бунтарщицей, в юности была поклонницей Наполеона, в комнате которой было полно его портретов, а также героев двенадцатого года. Позже она будет ходить в мужских брюках и с сигарой в руках, говоря: «Все спадает как кожа, — а под кожей – живое мясо или огонь. Я – Психея. Я ни в одну форму не умещаюсь – даже в наипростейшую своих стихов».
Марина рано выходит замуж за Сергея Эфрона.
На становление творчества Марины повлияли символисты, которые в юности составляли круг ее общения, особенно Брюсов. Марина еще некоторое время остается верна своей романтической натуре, но революция меняет жизнь Марины. Оказавшись без денег и жилья, мать двух детей, Марина испытывает все тяготы бренной жизни. Революция не только забрала, но и дала: отрезвила ее. «Большевики дали мне хороший русский язык – записывает она позже. – России меня научила революция». Это и определило дальнейшее развитие таланта и творчества Цветаевой, философскую глубину, психологическую точность и экспрессивность стиля ее произведений. В эмигрантский период большим успехом пользуется ее проза, чем лирика: «Мать и музыка», «Мой Пушкин», «Эмиграция делает меня прозаиком…», «Дом у старого Пимена», «Повесть о Сонечке» и другие.
В 1922 году Марину уезжает к мужу, в Прагу. Громада верст и лет, разъединивших с Россией, стала гнетущей тяжестью, драмой цветаевской судьбы.
Марина тяжело пережила захват Гитлером Чехославакии, где нашла себе приют после отъезда России, а затем гибель Испанской республики, выразив свою боль в «Стихах к Чехии».
После вынужденного бегства мужа Цветаевой из Франции, раскаявшегося в своем «белогвардейском» прошлом, эмигрантская среда закрыла для Марины дверь. В 1939 году Марина решает вернуться в Россию. Ее дочь и мужа арестовывают. Жилья нет. Денег нет. Сил у Марины больше нет. Попытки выпустить книгу оканчиваются безуспешно. Написав стихотворение «Моим стихам» в 1913 году Марина предсказала будущее своих стихов:
«Моим стихам о юности и смерти
— Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед».
«Стихов больше писать не буду. С этим покончено — позже напишет Марина. – Никто не видит, не знает, что я год уже ищу глазами крюк…Я год примеряю смерть».
В 1941 году Гитлер нападает на Россию. Это приводят Марину в отчаяние. Оказавшись с 15-летним сыном на руках, одна, Марина вновь испытывает голод и холод. Сохранилось письмо Марины с просьбой взять ее на работу в качестве судомойки в Совет Литфонда.
Крюк, который Марина давно искала, нашелся 31 августа 1941 года в далекой глухой Елабуге. В свидетельстве о смерти в графе род занятий умершей значилось «эвакуированная». Могила Марины затерялась, неизвестна. Однако в 1960 году сестра Марины установила крест и надгробие, заявив, что утверждения об утери могилы всего лишь домыслы.
Мужа Сергея Эфрона расстреляли 16 октября 1941 года, сына Георгия убили на войне в 1944 году. У Марины была еще младшая дочь, Ирины, родившаяся в 1917 году. Она умерла через три года, в детском приюте, куда Марина сдала ее, чтобы она не умерла от голода, который детский дом настиг раньше, чем она думала. Уцелела, пройдя тюрьмы, лагеря и ссылку, только дочь Ариадна, положившая остаток жизни на то, чтобы собрать и издавать литературное наследие поэтессы.

Интересные факты из жизни

— В 1914 году Марина Цветаева познакомилась с поэтессой Софией Парнок. В 1916 году их отношения закончились. Марина посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». До сих пор их отношения порождают многочисленные инсинуации.
— В 1990 году патриарх Алексий II отпевал Марину Цветаеву по просьбе группы верующих, включая сестру Цветаевой, несмотря на запрет отпевания самоубийц в церкви.
— В 1992 году стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам» было написано на стене одного из зданий в центре Лейдена (Нидерланды) в рамках проекта «Wall poems». В России насчитывается 7 музеев Марины Цветаевой, в том числе в Москве, где она родилась и жила, и Мемориальный комплекс в Елабуге, где она умерла.

Награды писателя

Библиография

1910 — «Вечерний альбом»
1912 — «Волшебный фонарь»
1913 — «Юношеские стихи», 1913—1915.
1922 — «Стихи к Блоку»
1922 — «Конец Казановы»
1921 — «Вёрсты»
1921 — «Лебединый стан»
1922 — «Разлука»
1923 — «Ремесло»
1923 — «Психея. Романтика»
1924 — «Молодец»
1928 — «После России»
сборник 1940 года

Экранизации произведений, театральные постановки

Документальные фильмы:
«Мне девяносто лет, ещё легка походка…» 1989
«Страсти по Марине» 2004 (приз «Золотой Витязь», премия «Ника» за лучший документальный фильм 2004 года)
«Парижская элегия: Марина Цветаева» 2009

Литература

Стихи напрямую связали Марину с известными литературными деятелями, она посещает кружки и студии издательства «Мусагет». Годы Гражданской войны очень сильно повлияли на душевное состояние будущей известной поэтессы и на все поэтическое творчество . Цветаевой очень тяжело далось моральное понимание раздела России на красных и белых, и она принимает решение уехать в Чехию.

Марина жила и в Праге, и в Берлине, и в Париже, но Россия её всегда манила и звала обратно. Поэтические сборники выходили один за другим, каждый из них раскрывал новые этапы творчества поэтессы. Стихи, написанные поэтессой за период школьных лет, вошли в самый первый сборник.

Известных литературных деятелей, таких как Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин и Валерий Брюсов. Цветаева первые книги выпускала на свои средства. Дореволюционный период творчества ознаменован тем, что Марина много пишет стихотворений, которые посвящает своим близким и родным людям, знакомым местам, где привыкла бывать.

Где бы не находилась поэтесса, она постоянно писала свои уникальные произведения, и иностранные любители поэзии по достоинству оценили её творения. Благодаря творчеству Цветаевой, зарубежные читатели узнавали о поэтах России.

Последние рецензии на книги автора

В утренний сонный час,
Час, когда все растаяло,
Я полюбила Вас,
Марина Цветаева.

Земфира немного переделала строки стихотворения Цветаевой про Ахматову, где заменила имя Анны как раз на имя самой Марины. Все время, пока я читала эту книгу, я тихонько напевала эти строчки.

Цветаеву я люблю давно и безоговорочно, каждое слово в ее стихах вызывает во мне бурю эмоций, я до дыр зачитала сборники со стихами, которых у меня еще и несколько. Одно время мои друзья знали, по кому я фанатею, и не сговариваясь, подарили на день рождения сразу несколько книг.

Эта книга представляет собой дневниковые записи Цветаевой в годы после революции, годы без денег, без еды, но зато с открытой душой и гордостью. Читать записки просто так, не зная биографию Марины Ивановны, конечно, можно, тем более, что там много просто размышлений, что такое любовь и тд, но гораздо более полно они раскрываются именно в совокупности со знанием ее жизни.

Вот чего я почему-то никак не ожидала, так это того, что обнаружу там прекрасное чувство юмора. Цветаева даже не шутит, она стебется и это как-то сделало ее образ более человеческим что ли. Все-таки она была обыкновенной женщиной, а не только знаменитой поэтессой.

Во время чтения мне в голову всегда приходили воспоминания о самом начале 20 века, когда писатели получали какие-то бешеные деньги за свое творчество. Нет, я конечно понимаю, что далеко не все, но мне все равно на том фоне как-то странно и страшно читать воспоминания Цветаевой о том, как она лазила по замороженной прогнившей картошке, чтобы хоть как-то среди нее найти нормальную и наконец-то покормить детей и поделиться с кем-то этой самой картошкой.

Записи на отвлеченные темы тоже были интересны, потому что сразу было видно, что мысли ее витают где-то в другом измерении, что ей очень важно разобрать слово, понять его для себя, объяснить его для других. Рассказать, чем отличается «могу, но не хочу» от «хочу, но не могу» именно в ее понимании. Эти фразы иногда были буквально на 2 строчки, но несли в себе столько смысла и столько простора для их обдумывания!

Вот чего мне было мало, так это Али и Ирины, тем более, что Ирина умрет буквально через год после окончания записей в этой книге. Как Цветаева ее решилась отдать в детдом, что при этом переживала Аля, какие мысли были в голове матери?

В тяжелое время жила семья Эфрон, что привело к трагическим последствиям, выжить удалось только Але, но какой ценой?

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

А я вот что-то вообще стихи не читаю, а после твоей рецензии захотелось почитать Цветаеву, может, и я что-нибудь в ней найду)

@bedda, да, это я понимаю, но мысли же все равно какие-то в голове у нее должны были быть)) Даже вот те, которые ты написала. Я не верю, что такое событие бесследно проходит. Но я после рецензии еще погуглила про другие дневниковые записи, я так поняла, там дальше будет

Ну а насчет темной истории. Ну да, ей было проще написать стихи про то, что вот у нее есть дочка, как она скучает, чем пойти и навестить хотя бы Алю. И даже вот в этих записях она писала, мол, не хочу там работать и тд, а чтобы прокормить детей, неплохо было бы работать)))
Да и если забрать себе девочек и не кормить их, было бы для нее, думаю, хуже с точки зрения общественного мнения. Как так, дети голодные, а она работать не идет?
Ну в общем, темная сторона была, есть и будет

@loki, плохо, что в то время не было надежной контрацепции

Пожалуй, это самое трогательное, самое пронзительное и искреннее, что я прочла за последнее время. Как-то даже грустно немного, что я не была знакома с «Повестью о Сонечке» раньше, в юности. Поэзия Марины Цветаевой — прекрасна, но её «Сонечка» теперь для меня будет стоять выше её стихотворений, потому что в этой прозе как будто ещё больше поэтичного и музыкального, ещё больше Цветаевой. Может быть это её лебединая песня.

Повесть писалась в 1937-38 годах, в вынужденной эмиграции, в жестокое голодное время, в страшное время революции, примерно за 3 года до самоубийства. И в это невозможное время Цветаева вспоминает время непростое, но самое светлое, удивительное, весеннее — 18-й, 19-й год.

«Это был мой последний румянец, в декабре 1918. Вся Сонечка — мой последний румянец».

Как выживать в такие времена, как оставаться с расправленными плечами, не задавленными нищетой, общественными проблемами и ужасами реальностями. Невозможно. Возможно, когда искусство становится выше этой реальности, важнее самой жизни. Бьющее фонтаном, спасительное искусство во времена революции! А ещё — любовь. Любовь вне всякой пошлости. Лучше сразу отбросить в сторону все заявления о бисексуальности писательницы. Повесть пропитана любовью совсем не физической. Тут любовь и к детям, и к друзьям, а любовь Марины и Сонечки — это любовь не реальная: не романтическая, не дружеская, не родственная. А какая-то совсем-совсем другая.

Названия глав: 1 — Павлик и Юра, 2 — Володя. Мужчины. Но повесть-то о Сонечке! И за всеми этими, безусловно важными, Павликами, Юрами, Володями всё-таки — Сонечка — актрисочка, девочка. Софья Голлидэй? Сонечка! Как же хорошо Цветаева это рисует — её «маленькость», и всё у неё такое же маленькое, вся речь — уменьшительно-ласкательная — минуточка, секундочка. манерочка. гримасочка. И только поэтесса у неё великая, произнесённая с придыханием, с восторгом, с неуёмностью: «О, Марина!».

Понравится ли читателю эта Сонечка? Не то, чтобы очень талантливая актриса, со сложным переменчивым характером, без умолку болтающая, придумывающая, ревнующая, вздорная, вся такая розовая, воздушная, инфантильная. Некрасивая? Как Золушка работающая на двух сестёр-красавиц. Очень театральная! Чуть что, каждый у нее «Дурак!», чуть что, всё у неё «Без-дар-ность!». Да не нужно читателю любить эту Сонечку, достаточно цветаевской любви, воспоминаний.

О 18-м в 38-м — светлое в беспросветности. Среди всего этого мрака, среди прощаний, страхов и безысходности есть искристый чистый юмор будто жемчужины. Сентиментально, театрально, сладко. Но это сладкое посреди вселенской горечи — это так пронзительно. «Самое сладкое, что я в жизни ела», — говорит о Сонечке Цветаева.

«Повесть о Сонечке» — это то, что нужно читать, перечитывать, чувствовать. В ней такая мужественная женственность.

В час, когда мой милый гость.
— Господи, взгляни на нас! —
Были слёзы больше глаз
Человеческих — и звёзд
Атлантических.

Читать еще:  Лучшие фото леонида брежнева
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector