0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

10 визитных карточек Месопотамии

10 визитных карточек Месопотамии

Как жили, чем занимались и на каких языках говорили люди, населявшие древние государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию с конца IV тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.? Сотрудница Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ Екатерина Маркина выбрала десять памятников, позволяющих оценить своеобразие месопотамской культуры

Знаете ли вы, как и когда изобрели письмен­ность, почему минута и час разделены на 60 частей и как звали первого в мире поэта? Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука ассириология. Она изучает историю, культуру и письменность Древней Месопо­тамии — региона, который располагался между реками Тигр и Евфрат (современные Ирак, Сирия и Турция).

В разное время на территории Месопотамии существовали разные государ­ства — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и другие. О повсед­невной жизни живших там народов известно из клино­писных текстов — памятников пись­менности, создававшихся с конца IV тысяче­летия до н. э. и до первых веков н. э. Сегодня археологи нашли около полумиллиона таких документов.

В этом году в Институте классического Востока и Античности пройдет первый набор студентов-ассириологов — прочитав этот материал, а также изучив инстаграм с месопотамскими раритетами, вы навер­няка захотите стать одним из них.

Краткая история русского письма

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Краткая история русского письма

Историческим этапом на пути к русскому письму было славянское письмо. Его можно было бы назвать общеславянским, но первоначально оно было создано лишь для одного славянского народа (древних моравов), да и в дальнейшем им пользовались не все славяне (болгары, сербы, русские). В науке оно называется старославянским письмом. Основу его образует специально составленная (изобретенная) азбука, которую, как и письмо в целом, называют старославянской.

Славянские алфавиты.

Сохранились свидетельства о том, что до принятия христианства у славян была письменность. К этим свидетельствам относятся записи византийских и восточных авторов, а также летописные упоминания о составлении специально для «русов» копий договоров Руси с греками. К сожалению, дохристианские памятники письменности не дошли до нас, но очевидно, что письменнность на Руси имеет более древнюю историю.Ученые выдвигают разные версии о прародителях славянской письменности.

Например, известный египтолог Брунш относит к ним письменность коптов – христианских средневековых жителей Египта.

Ее использовали для расшифровки древнеегипетских иероглифов. «Коптское письмо с первого взгляда очень похоже на славянское. Мы полагаем, что славянская азбука составлена под влиянием коптской», – пишет он.

Существует также теория происхождения письменности славян от письменности этрусков, той самой, которая до сих пор мировой наукой признается сверхзагадочной и безуспешно расшифровывается вот уже 200 лет.

До Кирилла и Мефодия упорядоченной азбуки у славян, видимо, не было, но какие-то виды письма они уже использовали. Черноризец Храбр упоминает, что первоначально славяне писали с помощью «черт и резов», к сожалению,о форме этих письмен, числе зникав, их значении ничего достоверного не известно. Предположительно, они имели сходство с руническими письменами скандинавов, которые были исторически связаны с Русью. Позднее использовали греческое и латинские буквы, но без упорядочивания, «без устроения». «Черты и резы» – это предшественники глаголицы (протоглаголица), а греческие и латинские буквы – кириллицы (протокириллица). После многих споров по поводу даты возникновения старославянской азбуки, укрепилось мнение, что это 863 год . Этот год и считается началом славянской письменности.

Кирилл и Мефодий

Вопрос о составлении славянских алфавитов связан с именами болгарских миссионеров Кирилла и Мефодия. Кирилл, прозванный за его ученость Философом (ок. 827 – 869), носивший до принятия монашеского сана имя Константин, и его брат Мефодий (815–885) родились в Солуни (ныне греческий город Салоники) – городе, имевшем преимущественно славянское население. В 863 г. братья были направлены византийским императором для проповеди православия в Моравию. Перед отъездом, составив специальную азбуку, Константин (Кирилл) и Мефодий со своими немногочисленными учениками и помощниками перевели с греческого языка на славянский основные церковные книги и отправились в Моравию.

Обе азбуки ( кириллица и глаголица) почти полностью совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отличаются по их графике.

Глаголица характеризуется крючковатостью, замысловатостью. Благодаря стремлению древних писцов к «украшательству», буквы имеют причедливую форму, которая и отличает ее отличительной особенностью.

Буквенные изображения кириллицы более четки и просты и характеризуются близостью к греческому уставному письму IX в. Эти азбуки предназначены для употребления в разных сферах письма. В монументальном, торжественном письме употреблялась кириллица, в беглом деловом – глаголица. Певоначально оба алфавита имелм 38 знаков, но в более поздние времена кириллица насчитывала 43 и даже 46 знаков.

Еще одно существенное отличие – глаголическая нумерация остнована на славянском алфавите, а в кириллице – нумерация греческого алфавита.

Судьба славянских алфавитов была разной. Сначала оба алфавита существовали параллельно. В дальнейшем алфавит глаголица, как более сложный для написания, был вытеснен (к XI веку) у восточных и южных славян кириллицей, которая, выдержав проверку временем, легла в основу современных славянских систем письменности: русской, болгарской, сербской и других.

Вся дальнейшая история славянской письменности представлена, в основном памятниками кириллического письма.

Русское письмо

Русское письмо существует уже около 1000 лет, оно является продолжением кириллицы.

Прежде всего, стоит напомнить, что письмо вызывается к жизни широкими общественными потребностями – государственными, хозяйственными, культурными: необходимостью фиксации законов, закрепления договорных отношений с другими народами, закреплении в памяти народа его истории и литературных памятников.

Но письмо – очень сложное общественное явление, и точная датировка его возникновения затруднительна. Так было и в истории русского письма.

Начало русского письма связывают с принятием христианства на Руси. Тогда повсеместно велось строительство храмов, поддерживаемое княжеской властью Владимира Мономаха, при церквах и монастырях создавались школы, что послужило причиной развития всеобщей грамотности.

К сожалению, время донесло до нас очень мало рукописных источников. Наиболее ранние из них относятся ко второй половине XI–XII в.

Первым датированным памятником русского письма является «Остромирово Евангелие» (1056-1057), а также два «Изборника» Святослава (1073, 1076), «Мстиславово Евангелие» (1115) и жалованная грамота киевского князя Мстислава Владимировоча, украшенная очень торжественно (буквы устава написаны золотом, разведенным на камеди, а документ украшала вислая серебряная печать великого князя).

Высокого уровня и расцвета книжное дело получило при Ярославе Мудром. «…Ярослав к книгам проявлял усердие, часто читал их ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг», – написано в летописи.

Следующий этап, на протяжении которого происходят развитие и изменения в области русской письменности, совпадает с периодом феодальной раздробленности на Руси, начавшимся во второй трети XII и продолжавшимся до последней четверти XV в.

Нашествие монголо-татар на Русь во второй четверти XIII в. нанесло непоправимый урон письменности, погибло большое количество памятников письменности.

Со второй половины XIV в. начался новый подъем русской культуры. Центром объединения русских земель и будущей столицей единого государства стала Москва.

В обстановке борьбы за объединение страны, развития феодального землевладения и зависимости крестьян возрастала роль актов. Среди них выделяются духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, княжеские жалованные грамоты духовным и светским феодалам. Древнейшим из актов этого периода является вкладная грамота Варлаама Хутынского 1192 г. Она включала перечень земель, огородов, рыбных, птичьих ловель, а также холопов (текст написан уставом, чернилами на небольшом куске пергамена).

Наряду с деловыми документами от XII–XV вв. сохранились книги. Среди них следует выделить древнейший датированный список правовых норм Русского государства IX–XI вв.– Русскую Правду в составе Кормчей книги – сборника церковного и гражданского права (1282 г.). Рукопись написана поздним уставом на пергаменных листах, часть из которых имеют зашитые прорези («сшивки») и дыры.

Период XV–XVII вв. ознаменовался важнейшими событиями социально-экономической, политической и культурной жизни. В конце XV– начале XVI в. образовалось единое Российское государство. В этом государстве получил оформление самодержавный политический строй, сложилась своя организация управления – приказы.

Заметные изменения во всех областях экономической, политической и культурной жизни Российского государства способствовали расширению сферы применения письма и функций письменности в целом. Авторами приказного делопроизводства в центре и на местах были дьяки и подьячие.

Существовали даже так называемых площадных подьячих, которые составляли бумаги на городских площадях по заказу.

Несмотря на то, что в России в середине XVI в. появилось книгопечатание, оно не удовлетворяло спроса книжного рынка: тиражи печатной продукции были небольшими, а издания ограничивались почти исключительно церковными книгами. Этим объяснялось продолжение и расширение практики переписки произведений как светской, так и духовной литературы.

Крупными центрами переписки книг продолжали оставаться Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Чудов монастыри и Посольский приказ.

Учителями переписчиков были подьячие, представители низшего духовенства, книжные мастера. Учебными пособиями служили рукописные азбуки-прописи, печатные книги, буквари. Традиционной формой приобретения книг был их заказ у переписчиков.

В XV–XVII вв. среди общих законодательных памятников ведущее место принадлежит Соборному Уложению 1649 г., дошедшему до нас в подлиннике. Длина свитка, на котором было написано Уложение, составила 347,5 м. Свиток состоял из 959 «сставов».

Из памятников церковной и светской литературы можно выделить «Великие Четьи-Минеи» (50-е гг. XVI в.), т.е. помесячные чтения, составленные по инициативе митрополита Макария, «Лицевой летописный свод» (60–70-е гг. XVI в.), получивший свое название в связи с наличием в нем большого числа миниатюр.

В XIII веке создаются первые архивы для хранения старых документов.

В тысячелетней истории русской письменности можно выделить несколько периодов и основные, переломные моменты, когда в нем происходили существенные изменения:

Конец X – середина XVI в ., от начала русской письменности (988 год) до начала книгопечатания (1564 г.– год выхода первой датированной печатной книги в Москве):

период применения исключительно ручного (рукописного) письма;

выработка и смена основных типовых почерков: устав (X– середина XVI в.), полуустав (середина XVI–XVII в.), скоропись (с конца XIV в.)

Вторая половина XVI в.:

начало русского книгопечатания (первая датированная книга – московский «Апостол», 1564 г.);

в основе печатного шрифта полуустав.

Введение гражданской (светской, не церковной) азбуки и печати;

1710 год – официальное утверждение азбуки Петром I.

Первые послереволюционные годы:

Реформа алфавита и орфографии.

Рукописная книга


Украшения рукописей.

Художественный облик рукописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты, составлявшие древнерусскую книгу, как правило, были подчинены внутренней логике целостности ее оформления и восприятия. Отсюда и обязательная согласованность формата листов, расположения текста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и графики букв как с отдельными элементами художественных украшений, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.

Основными средствами украшения русских рукописей были:

орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы;

Заставка — это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы.

Концовка — рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон , представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки.

Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.

Полевой цветок — украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.

Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами , то есть иллюстрациями.

Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.

Рукописи XI—XII вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг.

Формат , или размер, листов зависел от объема текста и назначения памятника письменности. Книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе.

Переплет книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями.

Так как кожаные листы древних пергаменных книг стремились свернуться в трубочку, да так, что снаружи оказывалась сторона, где раньше на коже была шерсть, пергаменные листы в книгах писались и сшивались таким образом, чтобы «шерстяная» сторона листов не примыкала к «мясной». Но это лишь частично предохраняло книгу от деформации.

Более радикальным средством от нее были застежки , плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками переплета. По окончании пользования книгой ее необходимо было застегивать. Поэтому на старинных книгах могли быть написаны такие предупреждения: «Аше кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет — проклят будет!»

Застежки делались из кожи в виде ремешков, имеющих на концах медные петли. Они прибивались к нижней доске. В верхнюю доску вбивались медные стержни. Чтобы «застегнуть» книгу, чтецы набрасывали петли ремешков на стержни. Богатые рукописи могли иметь резные металлические застежки.

Для предохранения переплета от повреждений на его углах вбивались гвозди с широкими круглыми головками. Иногда эти головки делались в виде узорных блях — жуковин . В богатых книгах жуковины заменялись угольниками и середниками, сделанными из меди, золоченой бронзы, серебра, золота, украшенными изящной чеканкой, резьбой, эмалью.

Напечатанный в 1564 г. на Московском печатном дворе «Апостол» — великолепный образец средневекового печатного дела, иллюстрирующий старопечатный орнамент, заимствованный из рукописных книг.

В XVI и особенно в XVII в. скоропись становится главным типом письма в делопроизводстве, повсеместно вытеснив из него полуустав. Полуустав же стал письмом рукописных книг.

Скоропись — это беглое, ускоренное письмо, отличающееся раскованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в первую очередь через слитное написание букв в слове. Чтобы научиться этому, потребовалось длительное время, в течение которого рука писца искала лучшие, наиболее приемлемые для слитного написания варианты графики отдельных букв. Вот почему скоропись отличает многообразие вариантов одной и той же буквы иногда не только в одном тексте, но даже и в одном слове. Раскованность написания, поиск лучших вариантов графики стали возможны только при наличии более дешевого и распространенного по сравнению с пергаменом, более прочного по сравнению с берестой материала, каким стала бумага. Поэтому скоропись и бумага — два сопутствующих друг другу палеографических признака.

Читать еще:  16 лучших мясорубок — народный рейтинг

Как записывали числа

История письменности увлекательна еще и тем, как древние люди пытались научиться записывать числа для обозначения количества.

На территории Чехии была найдена волчья кость, на которой примерно 32 тыс. лет назад древний человек нацарапал 55 отметин (5 групп по 11 отметин)

Древний человек что-то таким образом подсчитывал. Но что? Этого мы никогда не узнаем. Историки предполагают, что он считал животных, которых ему удалось убить на охоте.

Символы для обозначения чисел больше 10 появились в Египте в 3400 г., а в Месопотамии в 3000 г. до н. э.

В древнеегипетской системе счисления и в клинописи для чисел 1; 10; 100; 1000; 10 000; 100 000 и 1 000 000 применялись различные символы, причем, для того чтобы обозначить цифру большой величины, цифры повторяли.

Так обстояло дело и у этрусков, а затем и у древних римлян: X обозначало 10, XX – 20, XXX – 30, С – 100, ССС – 300 и т. д. Но ни в одной системе счисления не было символа ноль, а история его появления – это отдельный увлекательный рассказ.

Среди обнаруженных археологами клинописных табличек сохранились «школьные тетради», поэтому известно, что в Месопотамии знали таблицу умножения.

Египетские ученики знали только сложение, умножение и деление на два. Чтобы умножить, скажем, на четыре, они умножали число на два и складывали (удваивали) получившийся ответ.

Основные даты

Лет до нашей эры

Событие

История письменности – это история удивительного развития человеческой мысли от простейших форм к чрезвычайно сложным абстрактным языкам.

Краткая история русского письма

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Краткая история русского письма

Историческим этапом на пути к русскому письму было славянское письмо. Его можно было бы назвать общеславянским, но первоначально оно было создано лишь для одного славянского народа (древних моравов), да и в дальнейшем им пользовались не все славяне (болгары, сербы, русские). В науке оно называется старославянским письмом. Основу его образует специально составленная (изобретенная) азбука, которую, как и письмо в целом, называют старославянской.

Славянские алфавиты.

Сохранились свидетельства о том, что до принятия христианства у славян была письменность. К этим свидетельствам относятся записи византийских и восточных авторов, а также летописные упоминания о составлении специально для «русов» копий договоров Руси с греками. К сожалению, дохристианские памятники письменности не дошли до нас, но очевидно, что письменнность на Руси имеет более древнюю историю.Ученые выдвигают разные версии о прародителях славянской письменности.

Например, известный египтолог Брунш относит к ним письменность коптов – христианских средневековых жителей Египта.

Ее использовали для расшифровки древнеегипетских иероглифов. «Коптское письмо с первого взгляда очень похоже на славянское. Мы полагаем, что славянская азбука составлена под влиянием коптской», – пишет он.

Существует также теория происхождения письменности славян от письменности этрусков, той самой, которая до сих пор мировой наукой признается сверхзагадочной и безуспешно расшифровывается вот уже 200 лет.

До Кирилла и Мефодия упорядоченной азбуки у славян, видимо, не было, но какие-то виды письма они уже использовали. Черноризец Храбр упоминает, что первоначально славяне писали с помощью «черт и резов», к сожалению,о форме этих письмен, числе зникав, их значении ничего достоверного не известно. Предположительно, они имели сходство с руническими письменами скандинавов, которые были исторически связаны с Русью. Позднее использовали греческое и латинские буквы, но без упорядочивания, «без устроения». «Черты и резы» – это предшественники глаголицы (протоглаголица), а греческие и латинские буквы – кириллицы (протокириллица). После многих споров по поводу даты возникновения старославянской азбуки, укрепилось мнение, что это 863 год . Этот год и считается началом славянской письменности.

Кирилл и Мефодий

Вопрос о составлении славянских алфавитов связан с именами болгарских миссионеров Кирилла и Мефодия. Кирилл, прозванный за его ученость Философом (ок. 827 – 869), носивший до принятия монашеского сана имя Константин, и его брат Мефодий (815–885) родились в Солуни (ныне греческий город Салоники) – городе, имевшем преимущественно славянское население. В 863 г. братья были направлены византийским императором для проповеди православия в Моравию. Перед отъездом, составив специальную азбуку, Константин (Кирилл) и Мефодий со своими немногочисленными учениками и помощниками перевели с греческого языка на славянский основные церковные книги и отправились в Моравию.

Обе азбуки ( кириллица и глаголица) почти полностью совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отличаются по их графике.

Глаголица характеризуется крючковатостью, замысловатостью. Благодаря стремлению древних писцов к «украшательству», буквы имеют причедливую форму, которая и отличает ее отличительной особенностью.

Буквенные изображения кириллицы более четки и просты и характеризуются близостью к греческому уставному письму IX в. Эти азбуки предназначены для употребления в разных сферах письма. В монументальном, торжественном письме употреблялась кириллица, в беглом деловом – глаголица. Певоначально оба алфавита имелм 38 знаков, но в более поздние времена кириллица насчитывала 43 и даже 46 знаков.

Еще одно существенное отличие – глаголическая нумерация остнована на славянском алфавите, а в кириллице – нумерация греческого алфавита.

Судьба славянских алфавитов была разной. Сначала оба алфавита существовали параллельно. В дальнейшем алфавит глаголица, как более сложный для написания, был вытеснен (к XI веку) у восточных и южных славян кириллицей, которая, выдержав проверку временем, легла в основу современных славянских систем письменности: русской, болгарской, сербской и других.

Вся дальнейшая история славянской письменности представлена, в основном памятниками кириллического письма.

Русское письмо

Русское письмо существует уже около 1000 лет, оно является продолжением кириллицы.

Прежде всего, стоит напомнить, что письмо вызывается к жизни широкими общественными потребностями – государственными, хозяйственными, культурными: необходимостью фиксации законов, закрепления договорных отношений с другими народами, закреплении в памяти народа его истории и литературных памятников.

Но письмо – очень сложное общественное явление, и точная датировка его возникновения затруднительна. Так было и в истории русского письма.

Начало русского письма связывают с принятием христианства на Руси. Тогда повсеместно велось строительство храмов, поддерживаемое княжеской властью Владимира Мономаха, при церквах и монастырях создавались школы, что послужило причиной развития всеобщей грамотности.

К сожалению, время донесло до нас очень мало рукописных источников. Наиболее ранние из них относятся ко второй половине XI–XII в.

Первым датированным памятником русского письма является «Остромирово Евангелие» (1056-1057), а также два «Изборника» Святослава (1073, 1076), «Мстиславово Евангелие» (1115) и жалованная грамота киевского князя Мстислава Владимировоча, украшенная очень торжественно (буквы устава написаны золотом, разведенным на камеди, а документ украшала вислая серебряная печать великого князя).

Высокого уровня и расцвета книжное дело получило при Ярославе Мудром. «…Ярослав к книгам проявлял усердие, часто читал их ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг», – написано в летописи.

Следующий этап, на протяжении которого происходят развитие и изменения в области русской письменности, совпадает с периодом феодальной раздробленности на Руси, начавшимся во второй трети XII и продолжавшимся до последней четверти XV в.

Нашествие монголо-татар на Русь во второй четверти XIII в. нанесло непоправимый урон письменности, погибло большое количество памятников письменности.

Со второй половины XIV в. начался новый подъем русской культуры. Центром объединения русских земель и будущей столицей единого государства стала Москва.

В обстановке борьбы за объединение страны, развития феодального землевладения и зависимости крестьян возрастала роль актов. Среди них выделяются духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, княжеские жалованные грамоты духовным и светским феодалам. Древнейшим из актов этого периода является вкладная грамота Варлаама Хутынского 1192 г. Она включала перечень земель, огородов, рыбных, птичьих ловель, а также холопов (текст написан уставом, чернилами на небольшом куске пергамена).

Наряду с деловыми документами от XII–XV вв. сохранились книги. Среди них следует выделить древнейший датированный список правовых норм Русского государства IX–XI вв.– Русскую Правду в составе Кормчей книги – сборника церковного и гражданского права (1282 г.). Рукопись написана поздним уставом на пергаменных листах, часть из которых имеют зашитые прорези («сшивки») и дыры.

Период XV–XVII вв. ознаменовался важнейшими событиями социально-экономической, политической и культурной жизни. В конце XV– начале XVI в. образовалось единое Российское государство. В этом государстве получил оформление самодержавный политический строй, сложилась своя организация управления – приказы.

Заметные изменения во всех областях экономической, политической и культурной жизни Российского государства способствовали расширению сферы применения письма и функций письменности в целом. Авторами приказного делопроизводства в центре и на местах были дьяки и подьячие.

Существовали даже так называемых площадных подьячих, которые составляли бумаги на городских площадях по заказу.

Несмотря на то, что в России в середине XVI в. появилось книгопечатание, оно не удовлетворяло спроса книжного рынка: тиражи печатной продукции были небольшими, а издания ограничивались почти исключительно церковными книгами. Этим объяснялось продолжение и расширение практики переписки произведений как светской, так и духовной литературы.

Крупными центрами переписки книг продолжали оставаться Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Чудов монастыри и Посольский приказ.

Учителями переписчиков были подьячие, представители низшего духовенства, книжные мастера. Учебными пособиями служили рукописные азбуки-прописи, печатные книги, буквари. Традиционной формой приобретения книг был их заказ у переписчиков.

В XV–XVII вв. среди общих законодательных памятников ведущее место принадлежит Соборному Уложению 1649 г., дошедшему до нас в подлиннике. Длина свитка, на котором было написано Уложение, составила 347,5 м. Свиток состоял из 959 «сставов».

Из памятников церковной и светской литературы можно выделить «Великие Четьи-Минеи» (50-е гг. XVI в.), т.е. помесячные чтения, составленные по инициативе митрополита Макария, «Лицевой летописный свод» (60–70-е гг. XVI в.), получивший свое название в связи с наличием в нем большого числа миниатюр.

В XIII веке создаются первые архивы для хранения старых документов.

В тысячелетней истории русской письменности можно выделить несколько периодов и основные, переломные моменты, когда в нем происходили существенные изменения:

Конец X – середина XVI в ., от начала русской письменности (988 год) до начала книгопечатания (1564 г.– год выхода первой датированной печатной книги в Москве):

период применения исключительно ручного (рукописного) письма;

выработка и смена основных типовых почерков: устав (X– середина XVI в.), полуустав (середина XVI–XVII в.), скоропись (с конца XIV в.)

Вторая половина XVI в.:

начало русского книгопечатания (первая датированная книга – московский «Апостол», 1564 г.);

в основе печатного шрифта полуустав.

Введение гражданской (светской, не церковной) азбуки и печати;

1710 год – официальное утверждение азбуки Петром I.

Первые послереволюционные годы:

Реформа алфавита и орфографии.

Рукописная книга


Украшения рукописей.

Художественный облик рукописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты, составлявшие древнерусскую книгу, как правило, были подчинены внутренней логике целостности ее оформления и восприятия. Отсюда и обязательная согласованность формата листов, расположения текста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и графики букв как с отдельными элементами художественных украшений, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.

Основными средствами украшения русских рукописей были:

орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы;

Заставка — это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы.

Концовка — рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон , представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки.

Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.

Полевой цветок — украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.

Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами , то есть иллюстрациями.

Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.

Рукописи XI—XII вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг.

Формат , или размер, листов зависел от объема текста и назначения памятника письменности. Книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе.

Переплет книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями.

Так как кожаные листы древних пергаменных книг стремились свернуться в трубочку, да так, что снаружи оказывалась сторона, где раньше на коже была шерсть, пергаменные листы в книгах писались и сшивались таким образом, чтобы «шерстяная» сторона листов не примыкала к «мясной». Но это лишь частично предохраняло книгу от деформации.

Более радикальным средством от нее были застежки , плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками переплета. По окончании пользования книгой ее необходимо было застегивать. Поэтому на старинных книгах могли быть написаны такие предупреждения: «Аше кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет — проклят будет!»

Застежки делались из кожи в виде ремешков, имеющих на концах медные петли. Они прибивались к нижней доске. В верхнюю доску вбивались медные стержни. Чтобы «застегнуть» книгу, чтецы набрасывали петли ремешков на стержни. Богатые рукописи могли иметь резные металлические застежки.

Для предохранения переплета от повреждений на его углах вбивались гвозди с широкими круглыми головками. Иногда эти головки делались в виде узорных блях — жуковин . В богатых книгах жуковины заменялись угольниками и середниками, сделанными из меди, золоченой бронзы, серебра, золота, украшенными изящной чеканкой, резьбой, эмалью.

Напечатанный в 1564 г. на Московском печатном дворе «Апостол» — великолепный образец средневекового печатного дела, иллюстрирующий старопечатный орнамент, заимствованный из рукописных книг.

В XVI и особенно в XVII в. скоропись становится главным типом письма в делопроизводстве, повсеместно вытеснив из него полуустав. Полуустав же стал письмом рукописных книг.

Скоропись — это беглое, ускоренное письмо, отличающееся раскованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в первую очередь через слитное написание букв в слове. Чтобы научиться этому, потребовалось длительное время, в течение которого рука писца искала лучшие, наиболее приемлемые для слитного написания варианты графики отдельных букв. Вот почему скоропись отличает многообразие вариантов одной и той же буквы иногда не только в одном тексте, но даже и в одном слове. Раскованность написания, поиск лучших вариантов графики стали возможны только при наличии более дешевого и распространенного по сравнению с пергаменом, более прочного по сравнению с берестой материала, каким стала бумага. Поэтому скоропись и бумага — два сопутствующих друг другу палеографических признака.

Читать еще:  7 ошибок, которые совершают женщины

4. Настольная игра Ура

Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется веками до н. э. и включает около 1800 захоронений, 16 из которых принадлежат членам царской семьи. Среди богатейшего погре­бального инвентаря в гробнице царицы была найдена и игровая доска с набором фишек и костей, датируемая тем же временем, что и сам некрополь. Царская игра Ура, или игра двадцати полей, как и ее древне­египетский аналог сенет, относится к так называемым гоночным играм. Игрок должен провести все свои фишки по доске по определенной траектории, обогнав соперника. Британский музей разработал этой игры.

Египетская письменность

На следующем этапе развития письменности знак (символ) начал обозначать не только конкретный предмет, но и звук.

Тип письма, при котором изображение обозначало звук, назвали иероглифическим.

История утверждает, что иероглифическая письменность была создана в Древнем Египте в 3100 г. до нашей эры и не изменялась в течение 3 тыс. лет. Писцы Древнего Египта пером из тростника наносили свою надпись на папирус.

Позже иероглифическая письменность получила широкое распространение на Дальнем Востоке – в Китае, Японии и Корее. Иероглифы в Китае появились примерно в 1700 г. до н.э. Их начертания стали более условными во время династии Чжоу (1122-256 до н. э.).

С помощью иероглифов можно было отразить любую, даже самую отвлеченную мысль.

Однако каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков, поэтому писать и читать в древности умели немногие.

Первый настоящий алфавит (протоханаанский) появился на Ближнем Востоке около 1700 г. до нашей эры. Он состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук.

Большинство букв современного английского алфавита восходят к финикийскому. В таблице приведены древнейшие формы греческого и латинского алфавитов.

В конце 2-го тысячелетия до н. э. древние финикийцы изобрели буквенно-звуковой алфавит, который послужил образцом для иврита, арабского, латинского и древнегреческого алфавитов.

Краткая история русского письма

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Краткая история русского письма

Историческим этапом на пути к русскому письму было славянское письмо. Его можно было бы назвать общеславянским, но первоначально оно было создано лишь для одного славянского народа (древних моравов), да и в дальнейшем им пользовались не все славяне (болгары, сербы, русские). В науке оно называется старославянским письмом. Основу его образует специально составленная (изобретенная) азбука, которую, как и письмо в целом, называют старославянской.

Славянские алфавиты.

Сохранились свидетельства о том, что до принятия христианства у славян была письменность. К этим свидетельствам относятся записи византийских и восточных авторов, а также летописные упоминания о составлении специально для «русов» копий договоров Руси с греками. К сожалению, дохристианские памятники письменности не дошли до нас, но очевидно, что письменнность на Руси имеет более древнюю историю.Ученые выдвигают разные версии о прародителях славянской письменности.

Например, известный египтолог Брунш относит к ним письменность коптов – христианских средневековых жителей Египта.

Ее использовали для расшифровки древнеегипетских иероглифов. «Коптское письмо с первого взгляда очень похоже на славянское. Мы полагаем, что славянская азбука составлена под влиянием коптской», – пишет он.

Существует также теория происхождения письменности славян от письменности этрусков, той самой, которая до сих пор мировой наукой признается сверхзагадочной и безуспешно расшифровывается вот уже 200 лет.

До Кирилла и Мефодия упорядоченной азбуки у славян, видимо, не было, но какие-то виды письма они уже использовали. Черноризец Храбр упоминает, что первоначально славяне писали с помощью «черт и резов», к сожалению,о форме этих письмен, числе зникав, их значении ничего достоверного не известно. Предположительно, они имели сходство с руническими письменами скандинавов, которые были исторически связаны с Русью. Позднее использовали греческое и латинские буквы, но без упорядочивания, «без устроения». «Черты и резы» – это предшественники глаголицы (протоглаголица), а греческие и латинские буквы – кириллицы (протокириллица). После многих споров по поводу даты возникновения старославянской азбуки, укрепилось мнение, что это 863 год . Этот год и считается началом славянской письменности.

Кирилл и Мефодий

Вопрос о составлении славянских алфавитов связан с именами болгарских миссионеров Кирилла и Мефодия. Кирилл, прозванный за его ученость Философом (ок. 827 – 869), носивший до принятия монашеского сана имя Константин, и его брат Мефодий (815–885) родились в Солуни (ныне греческий город Салоники) – городе, имевшем преимущественно славянское население. В 863 г. братья были направлены византийским императором для проповеди православия в Моравию. Перед отъездом, составив специальную азбуку, Константин (Кирилл) и Мефодий со своими немногочисленными учениками и помощниками перевели с греческого языка на славянский основные церковные книги и отправились в Моравию.

Обе азбуки ( кириллица и глаголица) почти полностью совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отличаются по их графике.

Глаголица характеризуется крючковатостью, замысловатостью. Благодаря стремлению древних писцов к «украшательству», буквы имеют причедливую форму, которая и отличает ее отличительной особенностью.

Буквенные изображения кириллицы более четки и просты и характеризуются близостью к греческому уставному письму IX в. Эти азбуки предназначены для употребления в разных сферах письма. В монументальном, торжественном письме употреблялась кириллица, в беглом деловом – глаголица. Певоначально оба алфавита имелм 38 знаков, но в более поздние времена кириллица насчитывала 43 и даже 46 знаков.

Еще одно существенное отличие – глаголическая нумерация остнована на славянском алфавите, а в кириллице – нумерация греческого алфавита.

Судьба славянских алфавитов была разной. Сначала оба алфавита существовали параллельно. В дальнейшем алфавит глаголица, как более сложный для написания, был вытеснен (к XI веку) у восточных и южных славян кириллицей, которая, выдержав проверку временем, легла в основу современных славянских систем письменности: русской, болгарской, сербской и других.

Вся дальнейшая история славянской письменности представлена, в основном памятниками кириллического письма.

Русское письмо

Русское письмо существует уже около 1000 лет, оно является продолжением кириллицы.

Прежде всего, стоит напомнить, что письмо вызывается к жизни широкими общественными потребностями – государственными, хозяйственными, культурными: необходимостью фиксации законов, закрепления договорных отношений с другими народами, закреплении в памяти народа его истории и литературных памятников.

Но письмо – очень сложное общественное явление, и точная датировка его возникновения затруднительна. Так было и в истории русского письма.

Начало русского письма связывают с принятием христианства на Руси. Тогда повсеместно велось строительство храмов, поддерживаемое княжеской властью Владимира Мономаха, при церквах и монастырях создавались школы, что послужило причиной развития всеобщей грамотности.

К сожалению, время донесло до нас очень мало рукописных источников. Наиболее ранние из них относятся ко второй половине XI–XII в.

Первым датированным памятником русского письма является «Остромирово Евангелие» (1056-1057), а также два «Изборника» Святослава (1073, 1076), «Мстиславово Евангелие» (1115) и жалованная грамота киевского князя Мстислава Владимировоча, украшенная очень торжественно (буквы устава написаны золотом, разведенным на камеди, а документ украшала вислая серебряная печать великого князя).

Высокого уровня и расцвета книжное дело получило при Ярославе Мудром. «…Ярослав к книгам проявлял усердие, часто читал их ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг», – написано в летописи.

Следующий этап, на протяжении которого происходят развитие и изменения в области русской письменности, совпадает с периодом феодальной раздробленности на Руси, начавшимся во второй трети XII и продолжавшимся до последней четверти XV в.

Нашествие монголо-татар на Русь во второй четверти XIII в. нанесло непоправимый урон письменности, погибло большое количество памятников письменности.

Со второй половины XIV в. начался новый подъем русской культуры. Центром объединения русских земель и будущей столицей единого государства стала Москва.

В обстановке борьбы за объединение страны, развития феодального землевладения и зависимости крестьян возрастала роль актов. Среди них выделяются духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, княжеские жалованные грамоты духовным и светским феодалам. Древнейшим из актов этого периода является вкладная грамота Варлаама Хутынского 1192 г. Она включала перечень земель, огородов, рыбных, птичьих ловель, а также холопов (текст написан уставом, чернилами на небольшом куске пергамена).

Наряду с деловыми документами от XII–XV вв. сохранились книги. Среди них следует выделить древнейший датированный список правовых норм Русского государства IX–XI вв.– Русскую Правду в составе Кормчей книги – сборника церковного и гражданского права (1282 г.). Рукопись написана поздним уставом на пергаменных листах, часть из которых имеют зашитые прорези («сшивки») и дыры.

Период XV–XVII вв. ознаменовался важнейшими событиями социально-экономической, политической и культурной жизни. В конце XV– начале XVI в. образовалось единое Российское государство. В этом государстве получил оформление самодержавный политический строй, сложилась своя организация управления – приказы.

Заметные изменения во всех областях экономической, политической и культурной жизни Российского государства способствовали расширению сферы применения письма и функций письменности в целом. Авторами приказного делопроизводства в центре и на местах были дьяки и подьячие.

Существовали даже так называемых площадных подьячих, которые составляли бумаги на городских площадях по заказу.

Несмотря на то, что в России в середине XVI в. появилось книгопечатание, оно не удовлетворяло спроса книжного рынка: тиражи печатной продукции были небольшими, а издания ограничивались почти исключительно церковными книгами. Этим объяснялось продолжение и расширение практики переписки произведений как светской, так и духовной литературы.

Крупными центрами переписки книг продолжали оставаться Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Чудов монастыри и Посольский приказ.

Учителями переписчиков были подьячие, представители низшего духовенства, книжные мастера. Учебными пособиями служили рукописные азбуки-прописи, печатные книги, буквари. Традиционной формой приобретения книг был их заказ у переписчиков.

В XV–XVII вв. среди общих законодательных памятников ведущее место принадлежит Соборному Уложению 1649 г., дошедшему до нас в подлиннике. Длина свитка, на котором было написано Уложение, составила 347,5 м. Свиток состоял из 959 «сставов».

Из памятников церковной и светской литературы можно выделить «Великие Четьи-Минеи» (50-е гг. XVI в.), т.е. помесячные чтения, составленные по инициативе митрополита Макария, «Лицевой летописный свод» (60–70-е гг. XVI в.), получивший свое название в связи с наличием в нем большого числа миниатюр.

В XIII веке создаются первые архивы для хранения старых документов.

В тысячелетней истории русской письменности можно выделить несколько периодов и основные, переломные моменты, когда в нем происходили существенные изменения:

Конец X – середина XVI в ., от начала русской письменности (988 год) до начала книгопечатания (1564 г.– год выхода первой датированной печатной книги в Москве):

период применения исключительно ручного (рукописного) письма;

выработка и смена основных типовых почерков: устав (X– середина XVI в.), полуустав (середина XVI–XVII в.), скоропись (с конца XIV в.)

Вторая половина XVI в.:

начало русского книгопечатания (первая датированная книга – московский «Апостол», 1564 г.);

в основе печатного шрифта полуустав.

Введение гражданской (светской, не церковной) азбуки и печати;

1710 год – официальное утверждение азбуки Петром I.

Первые послереволюционные годы:

Реформа алфавита и орфографии.

Рукописная книга


Украшения рукописей.

Художественный облик рукописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты, составлявшие древнерусскую книгу, как правило, были подчинены внутренней логике целостности ее оформления и восприятия. Отсюда и обязательная согласованность формата листов, расположения текста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и графики букв как с отдельными элементами художественных украшений, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.

Основными средствами украшения русских рукописей были:

орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы;

Заставка — это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы.

Концовка — рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон , представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки.

Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.

Полевой цветок — украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.

Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами , то есть иллюстрациями.

Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.

Рукописи XI—XII вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг.

Формат , или размер, листов зависел от объема текста и назначения памятника письменности. Книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе.

Переплет книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями.

Так как кожаные листы древних пергаменных книг стремились свернуться в трубочку, да так, что снаружи оказывалась сторона, где раньше на коже была шерсть, пергаменные листы в книгах писались и сшивались таким образом, чтобы «шерстяная» сторона листов не примыкала к «мясной». Но это лишь частично предохраняло книгу от деформации.

Более радикальным средством от нее были застежки , плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками переплета. По окончании пользования книгой ее необходимо было застегивать. Поэтому на старинных книгах могли быть написаны такие предупреждения: «Аше кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет — проклят будет!»

Застежки делались из кожи в виде ремешков, имеющих на концах медные петли. Они прибивались к нижней доске. В верхнюю доску вбивались медные стержни. Чтобы «застегнуть» книгу, чтецы набрасывали петли ремешков на стержни. Богатые рукописи могли иметь резные металлические застежки.

Для предохранения переплета от повреждений на его углах вбивались гвозди с широкими круглыми головками. Иногда эти головки делались в виде узорных блях — жуковин . В богатых книгах жуковины заменялись угольниками и середниками, сделанными из меди, золоченой бронзы, серебра, золота, украшенными изящной чеканкой, резьбой, эмалью.

Напечатанный в 1564 г. на Московском печатном дворе «Апостол» — великолепный образец средневекового печатного дела, иллюстрирующий старопечатный орнамент, заимствованный из рукописных книг.

В XVI и особенно в XVII в. скоропись становится главным типом письма в делопроизводстве, повсеместно вытеснив из него полуустав. Полуустав же стал письмом рукописных книг.

Читать еще:  12 лучших блендеров — народный рейтинг

Скоропись — это беглое, ускоренное письмо, отличающееся раскованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в первую очередь через слитное написание букв в слове. Чтобы научиться этому, потребовалось длительное время, в течение которого рука писца искала лучшие, наиболее приемлемые для слитного написания варианты графики отдельных букв. Вот почему скоропись отличает многообразие вариантов одной и той же буквы иногда не только в одном тексте, но даже и в одном слове. Раскованность написания, поиск лучших вариантов графики стали возможны только при наличии более дешевого и распространенного по сравнению с пергаменом, более прочного по сравнению с берестой материала, каким стала бумага. Поэтому скоропись и бумага — два сопутствующих друг другу палеографических признака.

7. Камень кудурру

По-аккадски кудурру буквально значит «граница». Так называли документ, закрепляющий права на землю, выдававшийся царем новому владельцу. В основном эти документы были созданы в Вавилонии в веках до н. э. Текст, а также символы божеств, выступающих гарантами правопередачи, высекались на камне.

На фотографии мы видим кудурру с текстом о том, что вавилонский царь II передал землю человеку по имени Мардук-апла-иддина. В трех регистрах изображены символы 24 божеств, в том числе бога луны Сина (полумесяц), бога солнца Шамаша (солнечный диск), богини войны и любви Иштар (звезда), бога подземных вод Эа (козленок с рыбьим хвостом), богини врачевания Гулы (собака), бога-покровителя Вавилона Мардука (дракон-мушхушшу перед святилищем с копьем) и бога-громовержца Адада (бык).

Краткая история русского письма

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Краткая история русского письма

Историческим этапом на пути к русскому письму было славянское письмо. Его можно было бы назвать общеславянским, но первоначально оно было создано лишь для одного славянского народа (древних моравов), да и в дальнейшем им пользовались не все славяне (болгары, сербы, русские). В науке оно называется старославянским письмом. Основу его образует специально составленная (изобретенная) азбука, которую, как и письмо в целом, называют старославянской.

Славянские алфавиты.

Сохранились свидетельства о том, что до принятия христианства у славян была письменность. К этим свидетельствам относятся записи византийских и восточных авторов, а также летописные упоминания о составлении специально для «русов» копий договоров Руси с греками. К сожалению, дохристианские памятники письменности не дошли до нас, но очевидно, что письменнность на Руси имеет более древнюю историю.Ученые выдвигают разные версии о прародителях славянской письменности.

Например, известный египтолог Брунш относит к ним письменность коптов – христианских средневековых жителей Египта.

Ее использовали для расшифровки древнеегипетских иероглифов. «Коптское письмо с первого взгляда очень похоже на славянское. Мы полагаем, что славянская азбука составлена под влиянием коптской», – пишет он.

Существует также теория происхождения письменности славян от письменности этрусков, той самой, которая до сих пор мировой наукой признается сверхзагадочной и безуспешно расшифровывается вот уже 200 лет.

До Кирилла и Мефодия упорядоченной азбуки у славян, видимо, не было, но какие-то виды письма они уже использовали. Черноризец Храбр упоминает, что первоначально славяне писали с помощью «черт и резов», к сожалению,о форме этих письмен, числе зникав, их значении ничего достоверного не известно. Предположительно, они имели сходство с руническими письменами скандинавов, которые были исторически связаны с Русью. Позднее использовали греческое и латинские буквы, но без упорядочивания, «без устроения». «Черты и резы» – это предшественники глаголицы (протоглаголица), а греческие и латинские буквы – кириллицы (протокириллица). После многих споров по поводу даты возникновения старославянской азбуки, укрепилось мнение, что это 863 год . Этот год и считается началом славянской письменности.

Кирилл и Мефодий

Вопрос о составлении славянских алфавитов связан с именами болгарских миссионеров Кирилла и Мефодия. Кирилл, прозванный за его ученость Философом (ок. 827 – 869), носивший до принятия монашеского сана имя Константин, и его брат Мефодий (815–885) родились в Солуни (ныне греческий город Салоники) – городе, имевшем преимущественно славянское население. В 863 г. братья были направлены византийским императором для проповеди православия в Моравию. Перед отъездом, составив специальную азбуку, Константин (Кирилл) и Мефодий со своими немногочисленными учениками и помощниками перевели с греческого языка на славянский основные церковные книги и отправились в Моравию.

Обе азбуки ( кириллица и глаголица) почти полностью совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отличаются по их графике.

Глаголица характеризуется крючковатостью, замысловатостью. Благодаря стремлению древних писцов к «украшательству», буквы имеют причедливую форму, которая и отличает ее отличительной особенностью.

Буквенные изображения кириллицы более четки и просты и характеризуются близостью к греческому уставному письму IX в. Эти азбуки предназначены для употребления в разных сферах письма. В монументальном, торжественном письме употреблялась кириллица, в беглом деловом – глаголица. Певоначально оба алфавита имелм 38 знаков, но в более поздние времена кириллица насчитывала 43 и даже 46 знаков.

Еще одно существенное отличие – глаголическая нумерация остнована на славянском алфавите, а в кириллице – нумерация греческого алфавита.

Судьба славянских алфавитов была разной. Сначала оба алфавита существовали параллельно. В дальнейшем алфавит глаголица, как более сложный для написания, был вытеснен (к XI веку) у восточных и южных славян кириллицей, которая, выдержав проверку временем, легла в основу современных славянских систем письменности: русской, болгарской, сербской и других.

Вся дальнейшая история славянской письменности представлена, в основном памятниками кириллического письма.

Русское письмо

Русское письмо существует уже около 1000 лет, оно является продолжением кириллицы.

Прежде всего, стоит напомнить, что письмо вызывается к жизни широкими общественными потребностями – государственными, хозяйственными, культурными: необходимостью фиксации законов, закрепления договорных отношений с другими народами, закреплении в памяти народа его истории и литературных памятников.

Но письмо – очень сложное общественное явление, и точная датировка его возникновения затруднительна. Так было и в истории русского письма.

Начало русского письма связывают с принятием христианства на Руси. Тогда повсеместно велось строительство храмов, поддерживаемое княжеской властью Владимира Мономаха, при церквах и монастырях создавались школы, что послужило причиной развития всеобщей грамотности.

К сожалению, время донесло до нас очень мало рукописных источников. Наиболее ранние из них относятся ко второй половине XI–XII в.

Первым датированным памятником русского письма является «Остромирово Евангелие» (1056-1057), а также два «Изборника» Святослава (1073, 1076), «Мстиславово Евангелие» (1115) и жалованная грамота киевского князя Мстислава Владимировоча, украшенная очень торжественно (буквы устава написаны золотом, разведенным на камеди, а документ украшала вислая серебряная печать великого князя).

Высокого уровня и расцвета книжное дело получило при Ярославе Мудром. «…Ярослав к книгам проявлял усердие, часто читал их ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг», – написано в летописи.

Следующий этап, на протяжении которого происходят развитие и изменения в области русской письменности, совпадает с периодом феодальной раздробленности на Руси, начавшимся во второй трети XII и продолжавшимся до последней четверти XV в.

Нашествие монголо-татар на Русь во второй четверти XIII в. нанесло непоправимый урон письменности, погибло большое количество памятников письменности.

Со второй половины XIV в. начался новый подъем русской культуры. Центром объединения русских земель и будущей столицей единого государства стала Москва.

В обстановке борьбы за объединение страны, развития феодального землевладения и зависимости крестьян возрастала роль актов. Среди них выделяются духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, княжеские жалованные грамоты духовным и светским феодалам. Древнейшим из актов этого периода является вкладная грамота Варлаама Хутынского 1192 г. Она включала перечень земель, огородов, рыбных, птичьих ловель, а также холопов (текст написан уставом, чернилами на небольшом куске пергамена).

Наряду с деловыми документами от XII–XV вв. сохранились книги. Среди них следует выделить древнейший датированный список правовых норм Русского государства IX–XI вв.– Русскую Правду в составе Кормчей книги – сборника церковного и гражданского права (1282 г.). Рукопись написана поздним уставом на пергаменных листах, часть из которых имеют зашитые прорези («сшивки») и дыры.

Период XV–XVII вв. ознаменовался важнейшими событиями социально-экономической, политической и культурной жизни. В конце XV– начале XVI в. образовалось единое Российское государство. В этом государстве получил оформление самодержавный политический строй, сложилась своя организация управления – приказы.

Заметные изменения во всех областях экономической, политической и культурной жизни Российского государства способствовали расширению сферы применения письма и функций письменности в целом. Авторами приказного делопроизводства в центре и на местах были дьяки и подьячие.

Существовали даже так называемых площадных подьячих, которые составляли бумаги на городских площадях по заказу.

Несмотря на то, что в России в середине XVI в. появилось книгопечатание, оно не удовлетворяло спроса книжного рынка: тиражи печатной продукции были небольшими, а издания ограничивались почти исключительно церковными книгами. Этим объяснялось продолжение и расширение практики переписки произведений как светской, так и духовной литературы.

Крупными центрами переписки книг продолжали оставаться Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Чудов монастыри и Посольский приказ.

Учителями переписчиков были подьячие, представители низшего духовенства, книжные мастера. Учебными пособиями служили рукописные азбуки-прописи, печатные книги, буквари. Традиционной формой приобретения книг был их заказ у переписчиков.

В XV–XVII вв. среди общих законодательных памятников ведущее место принадлежит Соборному Уложению 1649 г., дошедшему до нас в подлиннике. Длина свитка, на котором было написано Уложение, составила 347,5 м. Свиток состоял из 959 «сставов».

Из памятников церковной и светской литературы можно выделить «Великие Четьи-Минеи» (50-е гг. XVI в.), т.е. помесячные чтения, составленные по инициативе митрополита Макария, «Лицевой летописный свод» (60–70-е гг. XVI в.), получивший свое название в связи с наличием в нем большого числа миниатюр.

В XIII веке создаются первые архивы для хранения старых документов.

В тысячелетней истории русской письменности можно выделить несколько периодов и основные, переломные моменты, когда в нем происходили существенные изменения:

Конец X – середина XVI в ., от начала русской письменности (988 год) до начала книгопечатания (1564 г.– год выхода первой датированной печатной книги в Москве):

период применения исключительно ручного (рукописного) письма;

выработка и смена основных типовых почерков: устав (X– середина XVI в.), полуустав (середина XVI–XVII в.), скоропись (с конца XIV в.)

Вторая половина XVI в.:

начало русского книгопечатания (первая датированная книга – московский «Апостол», 1564 г.);

в основе печатного шрифта полуустав.

Введение гражданской (светской, не церковной) азбуки и печати;

1710 год – официальное утверждение азбуки Петром I.

Первые послереволюционные годы:

Реформа алфавита и орфографии.

Рукописная книга


Украшения рукописей.

Художественный облик рукописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты, составлявшие древнерусскую книгу, как правило, были подчинены внутренней логике целостности ее оформления и восприятия. Отсюда и обязательная согласованность формата листов, расположения текста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и графики букв как с отдельными элементами художественных украшений, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.

Основными средствами украшения русских рукописей были:

орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы;

Заставка — это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы.

Концовка — рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон , представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки.

Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.

Полевой цветок — украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.

Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами , то есть иллюстрациями.

Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.

Рукописи XI—XII вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг.

Формат , или размер, листов зависел от объема текста и назначения памятника письменности. Книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе.

Переплет книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями.

Так как кожаные листы древних пергаменных книг стремились свернуться в трубочку, да так, что снаружи оказывалась сторона, где раньше на коже была шерсть, пергаменные листы в книгах писались и сшивались таким образом, чтобы «шерстяная» сторона листов не примыкала к «мясной». Но это лишь частично предохраняло книгу от деформации.

Более радикальным средством от нее были застежки , плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками переплета. По окончании пользования книгой ее необходимо было застегивать. Поэтому на старинных книгах могли быть написаны такие предупреждения: «Аше кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет — проклят будет!»

Застежки делались из кожи в виде ремешков, имеющих на концах медные петли. Они прибивались к нижней доске. В верхнюю доску вбивались медные стержни. Чтобы «застегнуть» книгу, чтецы набрасывали петли ремешков на стержни. Богатые рукописи могли иметь резные металлические застежки.

Для предохранения переплета от повреждений на его углах вбивались гвозди с широкими круглыми головками. Иногда эти головки делались в виде узорных блях — жуковин . В богатых книгах жуковины заменялись угольниками и середниками, сделанными из меди, золоченой бронзы, серебра, золота, украшенными изящной чеканкой, резьбой, эмалью.

Напечатанный в 1564 г. на Московском печатном дворе «Апостол» — великолепный образец средневекового печатного дела, иллюстрирующий старопечатный орнамент, заимствованный из рукописных книг.

В XVI и особенно в XVII в. скоропись становится главным типом письма в делопроизводстве, повсеместно вытеснив из него полуустав. Полуустав же стал письмом рукописных книг.

Скоропись — это беглое, ускоренное письмо, отличающееся раскованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в первую очередь через слитное написание букв в слове. Чтобы научиться этому, потребовалось длительное время, в течение которого рука писца искала лучшие, наиболее приемлемые для слитного написания варианты графики отдельных букв. Вот почему скоропись отличает многообразие вариантов одной и той же буквы иногда не только в одном тексте, но даже и в одном слове. Раскованность написания, поиск лучших вариантов графики стали возможны только при наличии более дешевого и распространенного по сравнению с пергаменом, более прочного по сравнению с берестой материала, каким стала бумага. Поэтому скоропись и бумага — два сопутствующих друг другу палеографических признака.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector