2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Невозвращенцы: «синдром Чака Каннингема» и загадочные исчезновения персонажей

Невозвращенцы: «синдром Чака Каннингема» и загадочные исчезновения персонажей

В реальной жизни люди просто так никуда не пропадают, что-нибудь после них да остается: наследники, бизнес, совместные фотографии с друзьями или хотя бы лужица крови на асфальте. Но в кино и сериалах загадочные исчезновения не такая уж редкость

Современному зрителю имя Чака Каннингема вряд ли что-то скажет, но в середине 70-х годов, когда на канале ABC стартовал популярный ситком «Счастливые дни», его знали как старшего брата центрального персонажа Ричи Каннингема. С Чаком с самого начала не все было слава богу: в «пилоте» его играл один актер, в первом сезоне – другой, во втором сезоне – третий… А затем он просто исчез – поднялся по лестнице в свою комнату и уже не вышел оттуда ни в текущем сезоне, ни в одном из девяти последующих. По логике вещей Чак, вероятно, уехал учиться в колледж, но сколько ни ждали фанаты, оттуда он так и не вернулся. А его семья о нем просто забыла, так, словно Чак никогда и не существовал.

В реальности загадочное исчезновение Каннингема имело довольно прозаический характер: он оказался «лишним» персонажем и довольно быстро надоел сценаристам. Так и не придумав, куда ему развиваться, они решили не мучиться и просто убрали Чака с дороги.

Чак Каннингем, сериал «Счастливые дни»

Обычно персонажи исчезают с экрана по какой-то объективной причине. Актер может выбыть из сериала из-за конфликта с командой проекта, отказаться продлевать контракт на новый сезон или скоропостижно умереть. Если что-то такое случилось, авторы в следующих сериях обычно стараются как-то объяснить его отсутствие – отправляют «пропажу» в затяжное путешествие, хоронят в автокатастрофе и т.д. Но в случае с Чаком не было сделано даже этого. Его просто выбросили на свалку и не стали никем заменять.

Сценаристы, конечно, не подозревали, что их легкомысленность обернется появлением нового кинотермина, который назовут в честь растворившегося в воздухе Чака. Но явление оказалось гораздо шире, чем породивший его персонаж, – впервые оно было замечено еще в старых детективных романах, терявших второстепенных персонажей на полпути, получило продолжение в радиопьесах, развилось в телесериалах, а в итоге проникло и в кинофраншизы. Но если сочинители бульварного чтива и создатели радиопостановок, выпекавшие свои творения впопыхах, могли просто забыть увязать какие-то сюжетные линии (такие «проколы» случались даже у Сервантеса с Толкиеном), а телесериальщики халтурили, как в случае со «Счастливыми днями», то в кинематографе часто все упиралось в невозможность подписать на сиквел какого-то из видных героев предыдущей части.

Более того, в кино ситуация усугубилась настолько, что некоторые второстепенные герои стали испаряться прямо посреди фильмов. Причина этому была уже другая – чисто техническая. Конечно, сценаристам не зря платят деньги: если уж они вводят каких-то персонажей, то стараются вернуться к ним до финальных титров, чтобы закруглить все начатые сюжеты, микросюжеты и параллельные линии. Но когда фильм снят и в дело вступает монтажер, он вынужден следовать требованиям продюсера, а продюсер часто требует впихнуть все в «легкоусваиваемые» полтора часа хронометража. Если картина получается длинней, чем задумывалось, из нее выбрасывают все «лишнее» – например, все сцены с участием актера, не оказывающего большого влияния на сюжет. При этом под нож неизбежно попадают и другие актеры, задействованные в тех же сценах: после обработки ножницами их истории начинают страдать незавершенностью, а в особо запущенных случаях бедняги и вовсе превращаются в чаков каннингемов, которых видишь в последний раз где-то на середине фильма, и больше они уже нигде не всплывают.

Иногда авторы исправляют ситуацию в сиквелах, задним числом латая сюжетные дыры и объясняя, почему и куда исчез тот или иной персонаж, – подобное явление называют «абажуром» (хотя, возможно, слово «заплатка» звучало бы удачней). Иногда даже предъявляют самого персонажа «живьем» в последней серии последнего сезона – вот, мол, он, можете вздохнуть спокойно. В этом случае ярлык Чака Каннингема с него снимается. Но происходит подобная расстановка точек над «i», конечно, гораздо реже, чем кинофанатам хотелось бы.

Концепт-арт к фильму «ТРансформеры: Месть падших»

«Чаки Каннигемы» встречаются не только в игровом кино, но и в мультфильмах: например, первые полнометражные «Трансформеры» 1986 года были анимационными, и в финале авторы поленились провести перекличку среди персонажей: как погибшие, так и выжившие остались за кадром, так что фанатам осталось лишь гадать, чем все закончилось (сценаристы позже признались, что хотели проредить парк роботов, накопившихся за время существования одноименного сериала, но сцена, в которой гибнет целая толпа автоботов и десептиконов, из финального монтажа в итоге была вырезана, дабы не гневить фанатов). Эстафету позже подхватил Майкл Бэй: главный пиротехник Голливуда представил в «Трансформерах 2» двух клоунистых роботов-близнецов, но после одного из экшен-эпизодов напрочь забыл о них и так и не вспомнил до финальных титров. Последнее, кстати, целиком объяснимо, поскольку фильм снимался по недописанному сценарию и представлял собой кошмарную кашу из взрывов и погонь, в которой не только терялись отдельные герои, но даже сюжет как таковой местами не просматривался вовсе.

В «пилоте» сериала «Умерь свой энтузиазм» главный герой описывается как отец, но судьба его детей так и остается загадкой, поскольку авторы их больше никогда не упоминают. В сериалах «Эврика» и «Анна Монтана» из сюжета по ходу дела вываливается целая куча персонажей, как и в «Игре престолов» (впрочем, последний сериал еще не окончен). А еще, если кто помнит, был Винсент Краббе, выпиленный без следа из финальной части киносаги о Гарри Поттере (актер Джейми Уэйлетт в реальной жизни попался на выращивании марихуаны и был таким образом покаран, но чем провинились фанаты?). К слову, и сами книги, легшие в основу сериала, изобиловали персонажами, долгое время бездействовавшими и в итоге просто растворявшимися между строк. Что касается кинофраншизы «Полицейская академия», то она, кажется, только то и делала, что теряла персонажей – чтобы пересчитать всех, кто пропал без следа и никогда более не упоминался друзьями и коллегами, не хватит пальцев на обоих конечностях.

Кадр из фильма «Невероятный Халк»

Если представить, что всех исчезнувших героев воруют инопланетяне, а их родственникам, друзьям и знакомым стирают память, дабы те никогда не вспоминали своих «Чаков Каннингемов», то место, где всех этих персонажей держат, сегодня должно быть довольно густонаселенным. Туда наверняка попала исполнительница главной женской роли из «Уик-энда у Берни», почему-то не появившаяся и даже ни разу не упомянутая в сиквеле ленты (хотя должна бы, поскольку вторая часть начинается ровно с того места, где закончился первый фильм). Там же, наверное, кукует и Севен, племянник Пегги, недолгое время мучивший зрителей своим присутствием в седьмом сезоне сериала «Женаты… с детьми». А еще Хизер, сестра Теда из «Как я встретил вашу маму», исчезнувшая с концами и даже не приехавшая на свадьбу собственной матери. А еще Чарли, брат Скалли из «Секретных материалов», упоминающийся только во флешбэках. И не забудьте мать Симбы, не появившуюся в сиквеле «Короля-льва» (вероятно, причиной невозвращения стало то, что озвучивавшая ее актриса умерла). Кстати, что стало с Бетти Росс – бывшей подружкой Халка из «Невероятного Халка»? Наверняка она тоже проводит время в компании Чака.

Читать еще:  Ремонт квартир в новостройках

Хотя феномен второстепенного героя «Счастливых дней» имеет название, он все еще толком не осмыслен поп-культурой. Поэтому лично мы не удивимся, если однажды какой-нибудь талантливый фильммейкер-хулиган напишет сценарий про то место, куда отправляются жертвы синдрома Чака Каннингема, наймет «тех самых» актеров и предложит каждому из них наконец-то рассказать историю своего исчезновения. Бетти Росс, Джерри Махоуни, Винсент Краббе и другие – представьте их всех вместе, например, в декорациях фильма «Куб»! Нам кажется, это был бы хит.

Тайна Кости Кривошеева

Случившаяся трагедия напомнила о нескольких других громких пропажах детей, зарегистрированных в регионе за последние годы. В 2013 году новосибирцев потрясла история исчезновения восьмилетнего Константина Кривошеева.

Утром 21 июня Костя из деревни Озерки 6-е с дедушкой и отчимом поехал в лес. Взрослые оставили мальчика в машине, чтобы он случайно не поранился, а сами пошли заготавливать древесину. Через 15 минут они вернулись, но Костю в салоне уже не обнаружили.

В той точке, где припарковали автомобиль, деревня была видна как на ладони. Родные мальчика решили, что он направился туда, и хватились его не сразу. Поэтому к поискам Кости приступили лишь поздним вечером. Быть может, именно эти часы были для него решающими.

«Он пропал в половине десятого утра, заявка пришла в районе восьми вечера. Из Новосибирска мы выехали через час, на поиски ушли шесть экипажей. К четырем утра следующего дня там находилось больше 50 волонтеров», — вспоминает тот день Павел Злобин, руководитель поискового отряда «Маяк».

В дальнейшем число волонтеров увеличилось многократно. Также к поискам подключились полицейские, следователи, МЧС, военные и жители близлежащих населенных пунктов. Со всего региона в Каргатский район съехались журналисты, небольшая деревня с населением в пару сотен человек загудела от волнения.

Карта деревни, где пропал Костя

Добровольцы приезжали в выходные, отпрашивались с работы в будние дни, многие проводили в поисках всю ночь и уезжали ранним утром, чтобы потом вернуться вновь.

«Эта история приобрела очень широкий резонанс в Новосибирской области. До этого таких глобальных поисков, с привлечением больших ресурсов, не проводилось. А ресурсы, скажем честно, задействовались действительно грандиозные: одних только волонтеров и добровольцев, откликнувшихся на эту беду, было около полутора тысячи. Притом не только из нашего региона. Некоторые ребята прилетели из Москвы. Также приехали люди из Томска, Барнаула, других ближайших к нам регионов. Очень большая группа от МЧС. Как раз из-за этого, может быть, история Кости и стала той отправной точкой. Люди поняли, что, объединившись, могут добиться больших результатов, потому что совместными усилиями была проверена большая территория. Около 160-180 квадратных километров, если я не ошибаюсь. В некоторых местах мы уже знали, где какая травинка растет — было исхожено практически все», — продолжает Павел.

Поиск Кости стал для поисковых отрядов во многом обучающим. В те годы не было четких технологий поиска или методических рекомендаций, как их проводить — волонтеры работали, можно сказать, на ощупь. Версии обстоятельств пропажи ребенка рассматривались разнообразные: от похищения до убийства — семью Кости и близкий круг его общения неоднократно допрашивали. Но на данный момент подтвердить какую-либо из них не представляется возможным.

Некоторые также предполагали, что Костя сам ушел от родных — хотя это было для него нетипично, на практике волонтеров такое случается довольно часто. Среди поисковиков сбежавших подростков и детей называют «бегунками».

По словам руководителя отряда «ЛизаАлерт» Новосибирской области Алеси Яблонских, те, кто сбежал из дома впервые — в наибольшей опасности, поскольку не привыкли находиться вне дома и семьи. Те же, кто сбегал неоднократно, уже приспособились к жизни на улицах. Они знают, как найти временное убежище и пропитание, где прятаться и ночевать.

В 90% случаев рано или поздно их находят и возвращают домой. После этого с «бегунками» и их родственниками работают волонтеры-психологи, которые помогают им найти общий язык друг с другом и предотвратить в дальнейшем подобные инциденты.

«Крайне редки ситуации, когда ребенка не удается найти. Наш отряд появился в начале 2013 года. Тогда в феврале ребята выехали на первую оклейку ориентировок на мальчика, пропавшего в Баганском районе. Появилась информация, на основании которой можно было предполагать, что он в Новосибирске. Мальчика, к сожалению, обнаружили ближе к концу года погибшим. Однако отряд сделал свой первый шаг, и вот летом 2013 произошла пропажа Кости Кривошеева. Это был очень массовый выезд на поиски. Они длились не один день и даже не одну неделю. С учетом того, что это была природная среда, присоединилось очень много людей. Но поиски не принесли результата ни в тот момент, ни сейчас», — рассказывает Алеся Яблонских.

В поисках улик

Свидетели убийства не объявлялись, а фотографию жертвы полиция опубликовать не могла, потому что к тому времени труп уже сильно разложился.

Изучение одежды погибшего ничего не дало, а одеяло, в которое он был завернут, было произведено в Германии в 60-е годы, в Голландии, Бельгии и Франции такие одеяла продавались тысячами.

Автор фото, Netherlands Police

Единственной зацепкой стал золотой перстень, обнаруженный на пальце мужчины.

Следователи выяснили, что перстень был приобретен в компании Otto, рассылающей товары по почте, и приступили к поиску покупателей.

У большинства из них по-прежнему были эти перстни, но один человек сообщил, что продал свое кольцо какому-то мужчине в амстердамском баре.

Свидетели подтвердили факт такой сделки и сообщили, что покупатель почти каждый день заходил в этот бар.

Однако этот таинственный человек, судя по всему турок, уже много недель не появлялся в своем излюбленном баре, и полиции не удалось установить его личность или тот факт, что он и был тем самым человеком, тело которого было обнаружено вблизи шоссе.

Во всех делах, которые детектив Йохан Баас вел после этого, личности жертв и их убийц всегда удавалось выяснить, но тут полиция зашла в тупик и дело пришлось закрыть.

Не вышла из отпуска

В сентябре 2009-го на Алтае бесследно исчезла 29-летняя врач-стоматолог из Новосибирска Яна Федорова. Она решила провести отпуск на природе и приехала в небольшой курортный город Белокуриха. Переночевала в гостинице, а на следующий день взяла рюкзак и отправилась на прогулку, с которой не вернулась. Мобильный телефон остался на кровати в номере отеля.

Читать еще:  15 лучших блесен — народный рейтинг

Ее искали спасатели, кинологи с собаками, в воздух подняли вертолет МЧС. Прочесывание местности результатов не принесло. Следователи рассматривали несколько версий, в том числе убийство. Подключили даже команду местных экстрасенсов. Сейчас расследование уголовного дела приостановлено, однако оперативно-разыскные мероприятия продолжаются.

Невозвращенцы: «синдром Чака Каннингема» и загадочные исчезновения персонажей

В реальной жизни люди просто так никуда не пропадают, что-нибудь после них да остается: наследники, бизнес, совместные фотографии с друзьями или хотя бы лужица крови на асфальте. Но в кино и сериалах загадочные исчезновения не такая уж редкость

Современному зрителю имя Чака Каннингема вряд ли что-то скажет, но в середине 70-х годов, когда на канале ABC стартовал популярный ситком «Счастливые дни», его знали как старшего брата центрального персонажа Ричи Каннингема. С Чаком с самого начала не все было слава богу: в «пилоте» его играл один актер, в первом сезоне – другой, во втором сезоне – третий… А затем он просто исчез – поднялся по лестнице в свою комнату и уже не вышел оттуда ни в текущем сезоне, ни в одном из девяти последующих. По логике вещей Чак, вероятно, уехал учиться в колледж, но сколько ни ждали фанаты, оттуда он так и не вернулся. А его семья о нем просто забыла, так, словно Чак никогда и не существовал.

В реальности загадочное исчезновение Каннингема имело довольно прозаический характер: он оказался «лишним» персонажем и довольно быстро надоел сценаристам. Так и не придумав, куда ему развиваться, они решили не мучиться и просто убрали Чака с дороги.

Чак Каннингем, сериал «Счастливые дни»

Обычно персонажи исчезают с экрана по какой-то объективной причине. Актер может выбыть из сериала из-за конфликта с командой проекта, отказаться продлевать контракт на новый сезон или скоропостижно умереть. Если что-то такое случилось, авторы в следующих сериях обычно стараются как-то объяснить его отсутствие – отправляют «пропажу» в затяжное путешествие, хоронят в автокатастрофе и т.д. Но в случае с Чаком не было сделано даже этого. Его просто выбросили на свалку и не стали никем заменять.

Сценаристы, конечно, не подозревали, что их легкомысленность обернется появлением нового кинотермина, который назовут в честь растворившегося в воздухе Чака. Но явление оказалось гораздо шире, чем породивший его персонаж, – впервые оно было замечено еще в старых детективных романах, терявших второстепенных персонажей на полпути, получило продолжение в радиопьесах, развилось в телесериалах, а в итоге проникло и в кинофраншизы. Но если сочинители бульварного чтива и создатели радиопостановок, выпекавшие свои творения впопыхах, могли просто забыть увязать какие-то сюжетные линии (такие «проколы» случались даже у Сервантеса с Толкиеном), а телесериальщики халтурили, как в случае со «Счастливыми днями», то в кинематографе часто все упиралось в невозможность подписать на сиквел какого-то из видных героев предыдущей части.

Более того, в кино ситуация усугубилась настолько, что некоторые второстепенные герои стали испаряться прямо посреди фильмов. Причина этому была уже другая – чисто техническая. Конечно, сценаристам не зря платят деньги: если уж они вводят каких-то персонажей, то стараются вернуться к ним до финальных титров, чтобы закруглить все начатые сюжеты, микросюжеты и параллельные линии. Но когда фильм снят и в дело вступает монтажер, он вынужден следовать требованиям продюсера, а продюсер часто требует впихнуть все в «легкоусваиваемые» полтора часа хронометража. Если картина получается длинней, чем задумывалось, из нее выбрасывают все «лишнее» – например, все сцены с участием актера, не оказывающего большого влияния на сюжет. При этом под нож неизбежно попадают и другие актеры, задействованные в тех же сценах: после обработки ножницами их истории начинают страдать незавершенностью, а в особо запущенных случаях бедняги и вовсе превращаются в чаков каннингемов, которых видишь в последний раз где-то на середине фильма, и больше они уже нигде не всплывают.

Иногда авторы исправляют ситуацию в сиквелах, задним числом латая сюжетные дыры и объясняя, почему и куда исчез тот или иной персонаж, – подобное явление называют «абажуром» (хотя, возможно, слово «заплатка» звучало бы удачней). Иногда даже предъявляют самого персонажа «живьем» в последней серии последнего сезона – вот, мол, он, можете вздохнуть спокойно. В этом случае ярлык Чака Каннингема с него снимается. Но происходит подобная расстановка точек над «i», конечно, гораздо реже, чем кинофанатам хотелось бы.

Концепт-арт к фильму «ТРансформеры: Месть падших»

«Чаки Каннигемы» встречаются не только в игровом кино, но и в мультфильмах: например, первые полнометражные «Трансформеры» 1986 года были анимационными, и в финале авторы поленились провести перекличку среди персонажей: как погибшие, так и выжившие остались за кадром, так что фанатам осталось лишь гадать, чем все закончилось (сценаристы позже признались, что хотели проредить парк роботов, накопившихся за время существования одноименного сериала, но сцена, в которой гибнет целая толпа автоботов и десептиконов, из финального монтажа в итоге была вырезана, дабы не гневить фанатов). Эстафету позже подхватил Майкл Бэй: главный пиротехник Голливуда представил в «Трансформерах 2» двух клоунистых роботов-близнецов, но после одного из экшен-эпизодов напрочь забыл о них и так и не вспомнил до финальных титров. Последнее, кстати, целиком объяснимо, поскольку фильм снимался по недописанному сценарию и представлял собой кошмарную кашу из взрывов и погонь, в которой не только терялись отдельные герои, но даже сюжет как таковой местами не просматривался вовсе.

В «пилоте» сериала «Умерь свой энтузиазм» главный герой описывается как отец, но судьба его детей так и остается загадкой, поскольку авторы их больше никогда не упоминают. В сериалах «Эврика» и «Анна Монтана» из сюжета по ходу дела вываливается целая куча персонажей, как и в «Игре престолов» (впрочем, последний сериал еще не окончен). А еще, если кто помнит, был Винсент Краббе, выпиленный без следа из финальной части киносаги о Гарри Поттере (актер Джейми Уэйлетт в реальной жизни попался на выращивании марихуаны и был таким образом покаран, но чем провинились фанаты?). К слову, и сами книги, легшие в основу сериала, изобиловали персонажами, долгое время бездействовавшими и в итоге просто растворявшимися между строк. Что касается кинофраншизы «Полицейская академия», то она, кажется, только то и делала, что теряла персонажей – чтобы пересчитать всех, кто пропал без следа и никогда более не упоминался друзьями и коллегами, не хватит пальцев на обоих конечностях.

Кадр из фильма «Невероятный Халк»

Если представить, что всех исчезнувших героев воруют инопланетяне, а их родственникам, друзьям и знакомым стирают память, дабы те никогда не вспоминали своих «Чаков Каннингемов», то место, где всех этих персонажей держат, сегодня должно быть довольно густонаселенным. Туда наверняка попала исполнительница главной женской роли из «Уик-энда у Берни», почему-то не появившаяся и даже ни разу не упомянутая в сиквеле ленты (хотя должна бы, поскольку вторая часть начинается ровно с того места, где закончился первый фильм). Там же, наверное, кукует и Севен, племянник Пегги, недолгое время мучивший зрителей своим присутствием в седьмом сезоне сериала «Женаты… с детьми». А еще Хизер, сестра Теда из «Как я встретил вашу маму», исчезнувшая с концами и даже не приехавшая на свадьбу собственной матери. А еще Чарли, брат Скалли из «Секретных материалов», упоминающийся только во флешбэках. И не забудьте мать Симбы, не появившуюся в сиквеле «Короля-льва» (вероятно, причиной невозвращения стало то, что озвучивавшая ее актриса умерла). Кстати, что стало с Бетти Росс – бывшей подружкой Халка из «Невероятного Халка»? Наверняка она тоже проводит время в компании Чака.

Читать еще:  10 лучших вафельниц — народный рейтинг

Хотя феномен второстепенного героя «Счастливых дней» имеет название, он все еще толком не осмыслен поп-культурой. Поэтому лично мы не удивимся, если однажды какой-нибудь талантливый фильммейкер-хулиган напишет сценарий про то место, куда отправляются жертвы синдрома Чака Каннингема, наймет «тех самых» актеров и предложит каждому из них наконец-то рассказать историю своего исчезновения. Бетти Росс, Джерри Махоуни, Винсент Краббе и другие – представьте их всех вместе, например, в декорациях фильма «Куб»! Нам кажется, это был бы хит.

Пропал с грузовиком

Весной 2016-го на уральской трассе пропал 55-летний дальнобойщик Юрий Ожерельев, перевозивший из Кабардино-Балкарии в Екатеринбург 20 тонн алкогольной продукции. Вместе с ним бесследно исчез грузовик Volvo. Оперативники выяснили, что водитель выехал из Уфы рано утром и к вечеру должен был прибыть в конечный пункт маршрута. Однако в Челябинской области связь с ним оборвалась. Спустя несколько месяцев его разбитый телефон нашли в 20 километрах от Екатеринбурга.

Три девушки из Спрингфилда (штат Миссури), Шэрил, Сьюзи и Стейси, неожиданно исчезли из города. Первой было 47 лет, второй – 19, а третьей – 18.

Накануне Сьюзи и Стейси отмечали получение школьного аттестата, а затем решили поехать в дом Шэрил, которая была матерью Сьюзи. После этого девушек больше никогда не видели.

Тайна их исчезновения остается нераскрытой и сегодня. Интересен факт, что расследование этого дела по-прежнему продолжается.

Тайна Кости Кривошеева

Случившаяся трагедия напомнила о нескольких других громких пропажах детей, зарегистрированных в регионе за последние годы. В 2013 году новосибирцев потрясла история исчезновения восьмилетнего Константина Кривошеева.

Утром 21 июня Костя из деревни Озерки 6-е с дедушкой и отчимом поехал в лес. Взрослые оставили мальчика в машине, чтобы он случайно не поранился, а сами пошли заготавливать древесину. Через 15 минут они вернулись, но Костю в салоне уже не обнаружили.

В той точке, где припарковали автомобиль, деревня была видна как на ладони. Родные мальчика решили, что он направился туда, и хватились его не сразу. Поэтому к поискам Кости приступили лишь поздним вечером. Быть может, именно эти часы были для него решающими.

«Он пропал в половине десятого утра, заявка пришла в районе восьми вечера. Из Новосибирска мы выехали через час, на поиски ушли шесть экипажей. К четырем утра следующего дня там находилось больше 50 волонтеров», — вспоминает тот день Павел Злобин, руководитель поискового отряда «Маяк».

В дальнейшем число волонтеров увеличилось многократно. Также к поискам подключились полицейские, следователи, МЧС, военные и жители близлежащих населенных пунктов. Со всего региона в Каргатский район съехались журналисты, небольшая деревня с населением в пару сотен человек загудела от волнения.

Карта деревни, где пропал Костя

Добровольцы приезжали в выходные, отпрашивались с работы в будние дни, многие проводили в поисках всю ночь и уезжали ранним утром, чтобы потом вернуться вновь.

«Эта история приобрела очень широкий резонанс в Новосибирской области. До этого таких глобальных поисков, с привлечением больших ресурсов, не проводилось. А ресурсы, скажем честно, задействовались действительно грандиозные: одних только волонтеров и добровольцев, откликнувшихся на эту беду, было около полутора тысячи. Притом не только из нашего региона. Некоторые ребята прилетели из Москвы. Также приехали люди из Томска, Барнаула, других ближайших к нам регионов. Очень большая группа от МЧС. Как раз из-за этого, может быть, история Кости и стала той отправной точкой. Люди поняли, что, объединившись, могут добиться больших результатов, потому что совместными усилиями была проверена большая территория. Около 160-180 квадратных километров, если я не ошибаюсь. В некоторых местах мы уже знали, где какая травинка растет — было исхожено практически все», — продолжает Павел.

Поиск Кости стал для поисковых отрядов во многом обучающим. В те годы не было четких технологий поиска или методических рекомендаций, как их проводить — волонтеры работали, можно сказать, на ощупь. Версии обстоятельств пропажи ребенка рассматривались разнообразные: от похищения до убийства — семью Кости и близкий круг его общения неоднократно допрашивали. Но на данный момент подтвердить какую-либо из них не представляется возможным.

Некоторые также предполагали, что Костя сам ушел от родных — хотя это было для него нетипично, на практике волонтеров такое случается довольно часто. Среди поисковиков сбежавших подростков и детей называют «бегунками».

По словам руководителя отряда «ЛизаАлерт» Новосибирской области Алеси Яблонских, те, кто сбежал из дома впервые — в наибольшей опасности, поскольку не привыкли находиться вне дома и семьи. Те же, кто сбегал неоднократно, уже приспособились к жизни на улицах. Они знают, как найти временное убежище и пропитание, где прятаться и ночевать.

В 90% случаев рано или поздно их находят и возвращают домой. После этого с «бегунками» и их родственниками работают волонтеры-психологи, которые помогают им найти общий язык друг с другом и предотвратить в дальнейшем подобные инциденты.

«Крайне редки ситуации, когда ребенка не удается найти. Наш отряд появился в начале 2013 года. Тогда в феврале ребята выехали на первую оклейку ориентировок на мальчика, пропавшего в Баганском районе. Появилась информация, на основании которой можно было предполагать, что он в Новосибирске. Мальчика, к сожалению, обнаружили ближе к концу года погибшим. Однако отряд сделал свой первый шаг, и вот летом 2013 произошла пропажа Кости Кривошеева. Это был очень массовый выезд на поиски. Они длились не один день и даже не одну неделю. С учетом того, что это была природная среда, присоединилось очень много людей. Но поиски не принесли результата ни в тот момент, ни сейчас», — рассказывает Алеся Яблонских.

Способны ли помочь такие подкасты?

По словам криминолога Дэвида Уилсона, нет ничего удивительного в том, что полиция Голландии решила воспользоваться популярностью этого жанра подкастов и поделиться с общественностью информацией о преступлениях, в том числе и нераскрытых.

Однако у полиции есть свои ограничения, закон не позволяет ей разглашать некоторые подробности преступлений с тем, чтобы в будущем это не помешало проведению судебного процесса.

«Автор подкаста может подсказать что-то, чего не может сделать полиция, они могут делать предположения, которые не позволительны полиции», — объясняет Уилсон.

Но даже при этом полиции удалось раскрыть множество преступлений благодаря таким телевизионным программам, как британская Crimewatch или ее голландский аналог. Дэвид Уилсон уверен, что подкасты могут дать сходные результаты.

Следователь Йохан Баас, начавший это дело в 1991 году, больше им не занимается, но он верит, что жертву еще удастся опознать, хотя бы потому, что это просто необходимо родственникам погибшего.

«Мне хорошо известно, как потеря близкого человека сказывается на его родных. Разумеется, как следователь, ты хочешь арестовать подозреваемого, но в моем случае до этого не дошло», — сокрушается Баас.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector